Оглавление:
- Экологическая экспертиза — нюансы закона № 174-ФЗ
- Комментарии к статьям 22 25 фз 174 об экологической экспертизе
- 174 ФЗ «Об экологической экспертизе» с последними изменениями
- Бринчук М.М. Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ Об экологической экспертизе (постатейный) — файл n1.rtf
- Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
- Глава I. Общие положения
- «Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» (постатейный)» (2-е издание, дополненное и измененное) (Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Семьянова А.Ю.) («Юстицинформ», 2006)
- КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ (ЗАО Юстицинформ, 2006)
Экологическая экспертиза — нюансы закона № 174-ФЗ
14 ноября 2015 / / / Экологическая экспертиза проводится для определения соответствия планируемого вида хозяйственной или другой деятельности требованиям экологического законодательства. Каково назначение и какие виды экологической экспертизы бывают, что предусматривает регламент процедуры — эти и многие другие вопросы освещены в нашей статье.
Фото: В ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ указано основное назначение экологической экспертизы — предупреждение отрицательных последствий планируемой деятельности для окружающей среды.
В качестве правовой основы при проведении экологической экспертизы (ст. 2 закона № 174-ФЗ) используются положения:
- Конституции РФ;
- ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
- ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним законов и других НПА РФ и субъектов РФ, например положения «О порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698, и др.
Финансовое обеспечение ГЭЭ (в т.
ч. повторной) осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня (ст.
28 закона № 174-ФЗ). Общественная экологическая экспертиза финансируется общественными организациями, специализированными фондами самостоятельно за счет добровольных материальных взносов от граждан и организаций и средств, предоставляемых по решению соответствующих органов местного самоуправления (ст. 29 указанного закона). Закон об экологической экспертизе № 174-ФЗ (ст. 4) предусматривает 2 вида экспертизы:
- общественную — реализуется по предложению граждан, общественных организаций, органов местного самоуправления (ст. 20 закона № 174-ФЗ).
- государственную — организация и проведение входит в компетенцию специально уполномоченных госорганов (ст. 10 закона № 174-ФЗ);
Перечень объектов ГЭЭ, проводимой на федеральном уровне, содержится в ст.
11 закона № 174-ФЗ. К ним относятся в том числе:
- материалы, поясняющие придание обследуемым участкам статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, перевод территорий из одно вида ООПТ в другой;
- проектная документация на искусственно созданные земельные участки, территории, используемые для размещения отходов различного класса опасности, ликвидации горных выработок и т. д.
- нормативно-техническая документация в сфере охраны ОС, утверждаемая органами госвласти РФ;
- проекты федеральных целевых программ, документация на технические новшества, материалы для подтверждения лицензий на конкретные виды деятельности, предполагающие возможное негативное влияние на ОС;
В ходе ГЭЭ регионального уровня обследуется аналогичная документация и объекты, но не федерального, а регионального и местного значения, в соответствии с перечнем, приведенным в ст.
Комментарии к статьям 22 25 фз 174 об экологической экспертизе
Найти: Упрощенно подчиненность нормативных и ненормативных правовых актов выглядит так: подзаконные ненормативные правовые акты не должны противоречить подзаконным нормативным правовым актам, которые в свою очередь не должны противоречить законам — федеральным и субъектов РФ. Законы субъектов РФ по предметам совместного ведения не должны противоречить федеральным законам. Федеральные законы и законы субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ.
Конституция РФ содержит ряд важнейших положений в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и природопользования.
По прошествии 10 лет со дня вступления в силу ФЗ об экологической экспертизе можно констатировать, что он позволил создать организационные, правовые, финансовые механизмы проведения экологической экспертизы, прежде всего государственной. Во исполнение данного Закона был принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, например: Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г.
N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» <*; ———————————>*;><* сз>*>
1996. n 40. ст. 4648. приказ госкомэкологии россии от 17 июня 1997 г.
внимание закон об экологической экспертизе является законом прямого действия, т.е.
содержит очень мало отсылочных (бланкетных) норм к иному законодательству и подзаконным нормативным правовым актам. этим обусловлен тот факт, что субъекты российской федерации приняли очень мало собственных нормативных правовых актов в области экологической экспертизы, особенно актов законодательного уровня. законы субъектов российской федерации, которые были приняты, в основном копируют положения закона об экологической экспертизе (например, закон томской области «об экологической экспертизе в томской области» (утратил силу), закон республики татарстан «об экологической экспертизе» и др.).
именно благодаря механизмам прямого действия закон об экологической экспертизе является одним из наиболее востребованных и применяемых на практике экологических> Федеральный закон от 25 июня 2002 г.
N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» <**), промышленная (федеральный закон от 21 июля 1997>**),>
n 116-фз «о промышленной безопасности опасных производственных объектов»><*** и др.). ———————————>***><* важно сз рф. 2005. n 1 (ч. 1). ст. 16.>*><** там>**>
2002. n 26. ст. 2519.><*** там же. 1997. n 30. ст. 3588. в законе об экологической экспертизе установлен приоритет данного федерального закона по сравнению с иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов российской федерации, регулирующими вопросы экологической экспертизы. статья представлена в редакции федерального закона от 22 августа 2004>***>
n 122-фз
«о внесении изменений в законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с принятием федеральных законов «о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации»
и «об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации».
заключение государственной экологической экспертизы является результатом работы экспертной комиссии. заключение должно содержать: выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности; выводы о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы.
23 ноября 1995 года n>
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ ст 12 (ред. от 02.08.2019)
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ; 4) утратил силу.
— Федеральный закон от 03.08.2018 N 321-ФЗ; 4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
| Статья 12 | Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» N 174-ФЗ ст 12 (действующая редакция 2023)
174 ФЗ «Об экологической экспертизе» с последними изменениями
Содержание Экологической экспертизой является анализ проектной документации на соответствие экологическим стандартам, установленным законодательством об охране окружающей среды. Проверка осуществляется перед началом реализации проекта. Правила и требования к её проведению устанавливаются законом № 174-ФЗ.
Законодательство об экологической экспертизе состоит из 38 статей и 10 глав следующего содержания:
- Глава 3 устанавливает порядок проведения государственной природоохранной экспертизы;
- Глава 1 определяет сферу действия закона и виды экологической экспертизы;
- Глава 7 описывает ответственность за нарушение положений настоящего законодательства;
- Глава 2 предусматривает полномочия президента Российской Федерации, а также органов государственной и местной власти в области проведении анализа на соответствие природоохранным стандартам;
- Глава 8 определяет особенности решения спорных вопросов;
- Глава 4 предусматривает особенности общественной экологической экспертизы, а также права граждан и организаций во время её проведения;
- Глава 6 утверждает правила финансирования экспертизы;
- Глава 10 содержит заключительные положения, описывающие порядок вступления закона в силу.
- Глава 9 предусматривает особенности взаимодействия законодательства об экологической экспертизе с международными договорами Российской Федерации;
- Глава 5 устанавливает права и обязанности лиц, которые заказывают проведения природосберегающего исследования документации проекта;
Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- природоохранная экспертиза является обязательной для принятия решения о реализации проекта;
- огласка информации о влиянии на экологию и учёт общественного мнения.
- независимость экспертов;
- комплексный анализ воздействия деятельности на окружающую среду;
- любая деятельность изначально считается потенциально опасной;
- полнота и достоверность сведений, которые предоставляются для исследования;
- объективность, правомерность и научная обоснованность результатов природоохранной проверки;
- соблюдение требований экологической безопасности;
- ответственность участников и организаторов за осуществление экспертизы;
В соответствии с ФЗ-174, осуществляются два вида природоохранной проверки: государственная и общественная.
Сегодня проводится акция — консультация юристов и адвокатов 0 — рублей. успейте получить ответ бесплатно→
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт http://online-sovetnik.ru, (далее – Онлайн Советник) расположенный на доменном имени http://online-sovetnik.ru (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта http://online-sovetnik.ru (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.1. Определение терминов1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:1.1.1.
«Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом http://online-sovetnik.ru, которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.1.1.4.
«Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.1.1.5. «Сайт http://online-sovetnik.ru» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): http://online-sovetnik.ru, а также его субдоменах.1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту http://online-sovetnik.ru, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации1.1.5.
«Пользователь сайта http://online-sovetnik.ru » (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту http://online-sovetnik.ru, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта http://online-sovetnik.ru.1.1.7. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.1.1.8. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Онлайн Советник.2.
Общие положения2.1. Использование сайта http://online-sovetnik.ru Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.2.2.
Бринчук М.М. Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ Об экологической экспертизе (постатейный) — файл n1.rtf
Зеленый мир.
2009. N 7-8. С. 13. Институт экологической экспертизы в своем развитии в России прошел три этапа. Первый этап, о котором говорилось выше, завершился с принятием 19 декабря 1991 г.
В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» требования по экологической экспертизе были урегулированы в отдельном разделе. Был установлен ряд принципиально новых и важнейших для данного института положений. В соответствии со ст. 35 осуществление государственной экологической экспертизы предусматривалось на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.
Принцип обязательности ее проведения получил развитие в статье 36: государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.
В этой норме выражалось правовое назначение государственной экологической экспертизы — быть средством обеспечения учета экологических требований при принятии экологически значимых решений. Эта норма, а также закрепление юридической силы заключения государственной экологической экспертизы, т.е. юридически значимые новые и важные качества экологической экспертизы, существенно отличают ее от экологической экспертизы на первом этапе.
Согласно ст. 35 заключение государственной экологической экспертизы становилось юридически обязательным. Юридическая сила такого заключения выражалась словами: финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Большое правовое значение имела конкретизация объектов государственной экологической экспертизы (ст.
37). Государственной экологической экспертизе подлежали все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемые к реализации на территории Российской Федерации независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. В статье 38 регулировалась ответственность за невыполнение требований государственной экологической экспертизы и ответственность экспертов. Статья 39 предусматривала проведение общественной экологической экспертизы.
Принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» существенно усилил и конкретизировал правовые основы экологической экспертизы.
Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;3) проекты соглашений о разделе продукции;4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;6.1) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 321-ФЗ;7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;7.2) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается
Глава I. Общие положения
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г.
№ 174-ФЗ Об экологической экспертизе (с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4, 18 декабря 2006 г., 16 мая, 26 июня, 23, 24 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 9 апреля, 8 мая, 17 декабря 2009 г.) Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения от 22 августа 2004 г.
№ 122-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Содержание от 18 декабря 2006 г.
№ 232-ФЗ статья 1 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.
Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона будет изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.
(см. текст изменения). от 22 августа 2004 г.
№ 122-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций
Об экологической экспертизе (с изменениями на 2 августа 2023 года)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНПринятГосударственной Думой19 июля 1995 годаОдобренСоветом Федерации15 ноября 1995 годаНастоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях , и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.Экологическая экспертиза основывается на принципах:презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.1.
Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.2.
Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;абзац утратил силу с 25 июня 2012 года — ;осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;ежегодно отчитывается
«Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» (постатейный)» (2-е издание, дополненное и измененное) (Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Семьянова А.Ю.) («Юстицинформ», 2006)
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ» ОТ 23 НОЯБРЯ 1995 Г.
N 174-ФЗ(ПОСТАТЕЙНЫЙ)С изменениями, вступающими в силу с 1 января 2007 г.Издание второе, дополненное и измененноеН.В.
КИЧИГИН, М.В. ПОНОМАРЕВ, А.Ю. СЕМЬЯНОВАСВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХКичигин Николай Валерьевич (преамбула, гл.
I, IV — VI), научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП при Правительстве РФ), кандидат юридических наук. Имеет более 20 научных публикаций в области экологического и природоресурсного права.Пономарев Михаил Вячеславович (гл. II, VII — X), научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ, старший преподаватель кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству.
Автор более 20 научных публикаций по экологическому и природоресурсному праву, вопросам государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, в том числе Комментариев к Федеральному закону
«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об отходах производства и потребления».Семьянова Анна Юрьевна (гл.
III), начальник отдела Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан. Кандидат юридических наук. Автор Комментария к Лесному кодексу, учебника по экологическому праву.23 ноября 1995 года N 174-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕПринят Государственной Думой 19 июля 1995 годаОдобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года(в ред.
Федеральных законов от 15.04.1998 N 65-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 21.12.2004 N 172-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)Комментарий к преамбулеВ преамбуле Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» <*> (далее — Закон об экологической экспертизе) очерчен круг общественных отношений, которые регулируются данным Федеральным законом, и указана основная цель его реализации: предупреждение негативного воздействия на окружающую среду путем проверки соблюдения экологического законодательства и экологических требований на этапе планирования хозяйственной и иной деятельности.
Тем самым обеспечивается конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.
42 Конституции РФ. ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.Однако одного факта существования Закона об экологической экспертизе недостаточно для реализации указанного права, обеспечения надлежащего качества окружающей среды.
Чтобы закон «работал», необходим комплекс мер организационного, правового, финансового характера. Поэтому принятие закона, даже самого лучшего, не способно решить существующие проблемы.
Не является исключением и комментируемый Закон. Поэтому в нем закреплены механизмы
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ ст 14 (ред.
от 02.08.2019)
1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзацах третьем — пятом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.
1.1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ (ЗАО Юстицинформ, 2006)
(постатейный)Н.В. КИЧИГИН, М.В. ПОНОМАРЕВ, А.Ю.
СЕМЬЯНОВАСведения об авторах:Кичигин Николай Валерьевич, научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП при Правительстве РФ), кандидат юридических наук.
Имеет более 20 научных публикаций в области экологического и природоресурсного права — преамбула, гл. 1, 4 — 6.Пономарев Михаил Вячеславович, научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ, старший преподаватель кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству.
Автор более 10 научных публикаций по экологическому и природоресурсному праву, вопросам государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, в том числе Комментария к Федеральному закону
«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
— гл.
2, 7 — 10.Семьянова Анна Юрьевна, начальник отдела Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан. Кандидат юридических наук. Автор комментария к Лесному кодексу, учебника по экологическому праву — гл.
3.ВведениеПостатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» подготовлен на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, юридической литературы и с учетом сформировавшейся правоприменительной и судебной практики.
В комментарии разъясняются правовые вопросы осуществления государственной и общественной экологических экспертиз, включая вопросы разграничения полномочий и объектов экологической экспертизы. Комментарий может быть использован в деятельности государственных и муниципальных природоохранных органов, экологическими общественными организациями (объединениями), учеными, аспирантами, преподавателями и студентами юридических вузов при изучении курса «Экологическое право России», а также всеми лицами, интересующимися вопросами правового регулирования экологической оценки (экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду) в Российской Федерации.Список сокращенийНормативные правовые актыГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации ГрК РФ — Градостроительный кодекс Российской Федерации КоАП РСФСР — Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, утв. Верховным Советом РСФСР от 20 июня 1984 г.
(СЗ РСФСР. Т. 8. С. 401) (утратил силу) КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 22 апреля 2005 г.) ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации УК РСФСР — Уголовный кодекс РСФСР, утв. Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г.
(СЗ РСФСР. Т. 8. С. 497) (утратил силу) УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред.
от 28 декабря 2004 г.)Органы государственной власти и организацииВАС РФ — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ВС РСФСР — Верховный Совет РСФСР
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред.
от 02.08.2019) «Об экологической экспертизе»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. 1. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы. 2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе.
*>*>