Оглавление:
14.3. Обнаружение признаков преступления
для производства иных действий, целью которых служит вовлечение указанных объектов в сферу судопроизводства для придания им процессуального статуса: следственного осмотра, выхода на место, освидетельствования и т. п. 3. Оперативная информация, содержащаяся в материальных образованияхи полученная либо непосредственно оперативным работником либо с помощью специалиста. Согласно Закону об ОРД, непосредственно оперативным работником информация может быть получена путем опроса граждан, наведения справок, исследования предметов и документов, наблюдения, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов и др. (ст. 7). Проблема использования этой оперативной информации сводится к проблеме придания процессуального статуса источникам информации.
Чаще всего это документы, отражающие результаты оперативно-розыскного мероприятия, которые, по нашему мнению, могут быть приобщены к делу в порядке ст. 88 УПК РФ. Если речь идет о таких носителях оперативной информации, как вещественные образования, то их введение в уголовный процесс может быть осуществлено путем производства оперативно-тактической операции.
Она планируется и осуществляется при тесном взаимодействии следователя с оперативным работником. Д. И. Бедняков совершенно прав, когда замечает: “Там, где оперативный работник и следователь работают в атмосфере взаимного доверия, товарищеского сотрудничества, согласованности действий, строгого соблюдения требований закона и нормативных актов, не возникает недоразумений, быстро и удачно реализуются оперативные материалы, успешно используются процессуальные и непроцессуальные методы при сборе ориентирующей информации и доказательств64.
Более сложным представляется решение вопроса об использовании в доказывании результатов так называемых предварительных исследований материальных объектов, впоследствии, как правило, фигурирующих в качестве вещественных доказательств. Проблема обусловлена тем, что по действующему законодательству до возбуждения уголовного дела не допускается исследований материальных объектов с помощью специальных познаний, результаты которых приобретали бы доказательственное значение. Иными словами, не допускается производство судебных экспертиз.
Между тем, обоснование решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела нередко требует использования специальных познаний именно для выявления признаков преступления. Именно этими обстоятельствами объясняется получившая широкое распространение в оперативно-розыскной деятельности и при производстве доследственных проверок практика проведения так называемых предварительных (непроцессуальных) исследований65. Это, как правило, специальные криминалистические, химические, биологические и некоторые иные исследования таких объектов, как документы, денежные знаки и ценные бумаги, вещества неизвестной природы, пищевые продукты и др.
Чаще всего такие исследования проводятся сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел.
Статья 132. Место производства предварительного следствия.
Предварительное следствие производится в том районе, где совершено преступление.
В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования оно может производиться по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
Установив, что данное дело ему не подследственно, следователь обязан произвести все неотложные следственные действия, после чего передать дело прокурору для направления по подследственности.
Вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.Комментарий к статье 1321.
В комментируемой статье предусмотрен территориальный (местный) признак подследственности, на основе которого компетенция между органами предварительного следствия разграничивается в зависимости от определенной территории, обслуживаемой соответствующим органом.
Специализированные органы прокуратуры и органы внутренних дел обслуживают соответствующие территории в зависимости от направления своей деятельности. Например, следователи транспортных прокуратур и органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях, отнесенных по предметному признаку к их подследственности, совершенных на железнодорожных станциях, в морских и речных портах, в аэропортах и на других подобных объектах. 3. Распределение подследственности между следователями одной прокуратуры или органа внутренних дел регулируется в ведомственном порядке с учетом специализации следователей, установленной в соответствующем правоохранительном органе, в состав которого входят следователи в зависимости от его организационно — штатной структуры.
4. Следователям (старшим следователям, следователям по особо важным делам) прокуратур, следственных подразделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт — Петербурга подследственны сложные уголовные дела о преступлениях, совершенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Следователи (старшие следователи, следователи по особо важным делам, старшие следователи по особо важным делам), входящие в состав Следственного управления Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета МВД РФ, Следственного управления ФСБ и Следственного управления ФСНП, расследуют наиболее сложные уголовные дела о преступлениях, совершенных на территории любого субъекта Российской Федерации.
6. Местом
Выявление преступлений
от.
— обнаружение, раскрытие). В ОРД — одна из указанных в ФЗ об ОРД задач ОРД, состоящая в обнаружении обществ, опасных деяний, запрещенных уг. законом, а также лиц, их совершающих.
В.п. состоит в установлении, обнаружении обществ, опасных деяний, запрещенных уг.
законом, а также лиц, их совершающих, с помощью опер.- розыск.
сил, средств и методов. Оценка деяния как вероятно преступного осуществл.
в виде уг.-правовой оценки информации в ОРД (опер, квалификация и пр.). Как правило, выявлению подлежат обществ, опасные деяния, кот.
умышленно совершают скрытно, применяя ухищрения, затрудняющие их обнаружение (т.н. неочевидные преступления). Содержанием В.п. является сыскное установление события преступления (доказывание сыскное) и признаков в нем конкретного состава преступления.
Установлению подлежат прежде всего обязательные признаки объективной стороны состава преступления, т.е.
совокупность признаков, кот. хар. внешнюю сторону преступления.
Если преступление совершается в соучастии (напр., орг.
группой), то подлежат установлению все соучастники (члены группы) и выяснению роли каждого в проведении преступной деятельности. См. Личный сыск, Раскрытие преступления.
¦ [6]; [29]; [19]; Судебно-правовая реформа в России и современные проблемы выявления и расследования преступлений: Мат-лы НПК. — Омск, 2000; Горяинов К.К., Овчинский B.C., Кондратюк Л.В.
Улучшение взаимоотношений граждан и милиции: доступ к правосудию и система выявления, регистрации и учета преступлений.
— М., 2001; [8]; [17]. Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник:
Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 г.
Москва О едином учете преступлений
Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г.
N 39/1070/1021/253/780/353/399 г.
Москва О едином учете преступлений Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 декабря 2005 г. Регистрационный N 7339 В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений приказываем: 1. Утвердить и ввести в действие: 1.1.
С 1 января 2006 года: Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (приложение N 1); Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение N 2); Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов (приложение N 3); статистические карточки (приложение N 4): форма N 1 — статистическая карточка на выявленное преступление; форма N 1.1 — статистическая карточка о результатах расследования преступления; форма N 2 — статистическая карточка на лицо, совершившее преступление; форма N 3 — статистическая карточка о движении уголовного дела; форма N 4 — статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности; приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения. 1.2. С 1 июля 2006 года статистические карточки формы N 5 — о потерпевшем, формы N 6 — о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции.
2. Главному военному прокурору, начальникам управлений внутренних дел на транспорте1, начальнику Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах Министерства внутренних дел Российской Федерации2 (по территории оперативного обслуживания), министрам внутренних дел, начальникам главных управлений внутренних дел3, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации4 (по субъекту Российской Федерации) обеспечить сбор и обработку учетных документов, формирование на их основе статистической информации о состоянии преступности, а также контроль за ее достоверностью и своевременностью представления в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации5. 3. Обеспечить представление государственной статистической отчетности о преступности: 3.1.
ГИАЦ МВД России в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Место выявления преступления
— — Для целей настоящей Инструкции под следственно-оперативной группой понимается организационная форма взаимодействия органов предварительного расследования, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, созданная для немедленного реагирования на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам». Приложение N 5 к приказу Перечень нормативных правовых актов, признаваемых утратившими силу 1.
Указание МВД СССР, Минюста СССР и Прокуратуры СССР от 12 февраля 1979 года N 20/к-7-85/248-78 — с 1 июля 2006 года. 2. Инструкция МВД СССР и Прокуратуры СССР от 8 декабря 1987 года N71/11-273-87. 3. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 14 декабря 1994 года N 66/418.
4. Указание Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 5 ноября 1996 года N 65/20-1 и МВД России от 6 ноября 1996 года N 1/18430. 5. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 28 июня 2002 года N 36/11, 1/3851.
Реквизит 10 — содержит сведения, характеризующие совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией). Кодирование сведений осуществляется наложением кодов.
Например: преступление совершено организованной группой (код 0200) взрослых (код 0010) с участием иностранных граждан (код 0001) — итоговый код 0211. Как этнические преступные формирования учитываются группы, сообщества (организации), представляющие собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, то есть объединяющие в своем составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований). Отнесение преступной группировки к этнической не определяется однородностью ее национального состава, он может быть и смешанным.
Здесь предметом преступного посягательства являются земельные участки, участки недр, насаждения, здания, сооружения, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, дачи, коттеджи, городские квартиры, фермерские хозяйственные постройки и т.п.; г) с внешнеэкономической деятельностью (код 07) — преступления при совершении экспортно-импортных операций или под их прикрытием: сокрытие доходов, в том числе в иностранной валюте; должностные преступления и вымогательство взяток при выдаче лицензий, разрешений, квот и т.п. для осуществления деятельности на внешнем рынке; сокрытие выявленных правонарушений со стороны различных контролирующих лиц и органов; подделка документов, свидетельствующих о совершении и результатах экспортно-импортных экспертиз товара, его характеристиках, экспертиз товара, его характеристиках, таможенных документов и тому подобное;
Место совершения преступления: уголовно-правовой и процессуальный аспекты (Тимошенко Ю.А.)
В последнее время на страницах журнала развернулась дискуссия по поводу определения места совершения мошенничества с использованием телефонов, а также электронных форм платежей .——————————— См.: Фрост С., Федосов А.
Проблемы определения места расследования мошенничества с использованием электронных форм платежей // Законность.
2015. N 1. С. 51 — 53; Лукинов А. Место расследования телефонного мошенничества // Законность. 2014. N 9. С. 43 — 44; Качановский А.
Квалификация телефонного мошенничества // Законность. 2014. N 5. С. 50 — 53.Проблема, обозначенная авторами применительно к этим преступлениям, не нова для практических работников, она активно обсуждается в научной литературе. Это связано с тем, что поднятые вопросы касаются не только преступного мошенничества, но и иных уголовно наказуемых деяний — противоправных посягательств, совершенных в сфере компьютерной информации, преступлений террористической направленности, а также связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, экологических преступлений и т.д.
Многие из указанных преступлений обладают такими свойствами, как глобальность и трансграничность, поэтому могут совершаться на территории не только разных субъектов Российской Федерации, но и нескольких стран.От правильного определения места совершения преступления зависит решение не только правовых вопросов — реализации территориального принципа действия уголовного закона, но и процессуальных — определения места предварительного расследования, а также рассмотрения уголовного дела судом.При рассмотрении вопроса о том, где с правовой точки зрения совершено уголовно наказуемое деяние, на наш взгляд, необходимо различать ситуации, когда преступление носит межгосударственный характер, т.е. совершается часть альтернативных действий или наступают последствия на территории не только РФ, но и другого государства, и случаи, когда события происходят в разных субъектах нашей страны.В первом случае приоритет должен быть отдан национальным интересам, поэтому при выполнении хотя бы части действий или наступлении общественно опасных последствий на территории РФ уголовно наказуемое деяние подпадает под юрисдикцию РФ . Как справедливо отмечает Н. Пикуров, определяющей должна стать идея максимальной защищенности общественных и государственных интересов, законных интересов граждан РФ, лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, юридических лиц, зарегистрированных в РФ или осуществляющих на ее территории законную деятельность .——————————— В связи с этим, на наш взгляд, совершенно верно было указано в Постановлении Московского городского суда от 25 июня 2012 г.
N 4у/4-4809 о том, что территория Российской Федерации является местом совершения преступления, если хотя бы один из системы волевых физических актов, образующих действие как признак объективной стороны преступления, совершен на территории России, определяемой в соответствии с ч. ч. 1 — 3 ст. 11 УК РФ. См.: Пикуров Н.И.
К вопросу
Место выявления преступления определение
Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Соответственно органы дознания и предварительного следствия имеют и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.
Нормативные правовые акты согласно приложению N 5 — с 1 января 2006 года. 4.2. Указание МВД СССР, Минюста СССР и Прокуратуры СССР от 12 февраля 1979 г. Внимание Уголовное дело, направленное по подследственности, снимается с учета только при поступлении в регистрационно-учетное подразделение органа, направившего уголовное дело, талона-уведомления, подтверждающего регистрацию уголовного дела по месту нового расследования.
XI. Порядок ведения Единого журнала 40.
Единый журнал ведется в регистрационно-учетном подразделении правоохранительного органа. В Едином журнале на основе поступивших от прокуроров, следователей и дознавателей документов первичного учета учитываются все выявленные преступления, лица, их совершившие, уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, а также отражаются результаты судебного рассмотрения уголовных дел.
Ваш юрист
Статья 152.
Место производства предварительного расследования 4.
Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. 6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении. Комментарий к статье 152 1. Комментируемая статья регламентирует вопросы определения подследственности уголовных дел по территориальному признаку.
Изложенные в статье нормы подлежат применению в совокупности с положениями ст.
151 УПК. 2. Преступление считается совершенным там, где оно окончено, независимо от места наступления общественно опасных последствий. При невозможности точно определить место совершения преступления предварительное следствие (до момента окончательного выявления данного места) производится в месте обнаружения преступления или наступления последствий его совершения. 3. Под местом деятельности следователя подразумевается территория (район, город, межрайонное территориальное образование и др.), в пределах которой ему обычно поручается производство предварительного следствия.
4. При необходимости произвести следственные или розыскные действия в другом месте следователь направляет соответствующему следователю или органу дознания письменное поручение, обычно именуемое «отдельным поручением».
В поручении следователь кратко излагает обстоятельства дела и формулирует задание по производству следственных или розыскных действий. При необходимости поручения сопровождаются приложениями (например, согласованные с прокурором постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайств о производстве следственных действий и постановления судьи о разрешении их проведения; копии процессуальных документов, различных справок по уголовному делу). 5. Если невозможно выполнить поручение в течение 10 суток, следователь или орган дознания, его исполняющий, обязан заблаговременно известить следователя о причинах задержки и согласовать с ним дальнейшие действия по выполнению поручения.
6. Безотлагательность выполнения следственных действий по делу, не подследственному данному следователю, определяется необходимостью срочного выявления и процессуального закрепления следов преступления, которые могут быть безвозвратно утрачены до принятия дела к своему производству другим следователем после передачи ему дела по подследственности. Определение круга неотложных следственных действий, подлежащих обязательному выполнению до передачи дела прокурору для направления по подследственности, зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела.
7. В случае возникновения разногласий между различными органами предварительного следствия вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато.
Следователь вправе обжаловать принятое прокурором решение об определении подследственности вышестоящему прокурору.
crimlib.info СТ 152 УПК РФ 1.
Статья 152. Место производства предварительного расследования
СТ 152 УПК РФ 1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток. 2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.
4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. 4.1. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным , или в соответствии со по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации. 5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.
6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении. 1. Место производства предварительного расследования определяется территориальным признаком подследственности. С его помощью происходит распределение уголовных дел между различными органами расследования в пределах одного ведомства.
2. В соответствии с правилами территориальной подследственности предварительное расследование производится органом расследования по месту совершения преступления, т.е.
тем органом, в районе деятельности которого совершено преступление. 3. В уголовно-процессуальном законодательстве не раскрывается понятие «место совершения преступления».
Учитывая положения о том, что
«временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействие) независимо от времени наступления последствий»
, можно сделать вывод, что то место, где были окончены указанные действия (бездействия), и будет являться местом совершения преступления. Если последствия преступления наступили в другом месте, это обстоятельство по общему правилу не влияет на определение органа, который обязан вести производство по делу.
4.
Место совершения преступления: понятие, принцип определения
Место совершения преступления – это то место, где происходили криминальные действия и наступили уголовные последствия.
Определение места преступления имеет тесную связь с принципом земли.
Место совершения преступления как категория имеет множество функций:
- указывает на принцип (например, это может быть принцип земли либо принцип крови), который должен стать основой для предпочтения уголовного закона.
- оно свидетельствует о том, что на какой территории и какого государства содеяно правонарушение;
Понятие места совершения преступления определяет конструкция, главным образом, беспристрастной стороны злодеяния. То есть территория может быть признана как место совершения преступления с формальным составом в том случае, если в ее пределах было сделано криминальное действие. Также территория признается местом преступления с материальным составом, если в ее пределах наступили последствия.
Преступление, которое совершено с материальным составом, считается произведенным на территории Российской Федерации в происшествиях, если:
- преступление начиналось и закончилось на территории России;
- было совершено сложное преступление, и часть его действий в некоторой степени произведена на территории России, а другая за пределами;
- действия совершались на территории РФ, а последствия настали за пределами данной территории;
- подготовка к злодеянию либо посягательство на него произведено за пределами РФ, а само злодеяние было реализовано на ее территории.
Помимо этого, территория, на которой преступные действия были прерваны, например, когда преступник явился с повинной либо его задержали, будет считаться местом совершения длящегося преступления. Местом преступления также будет территория, где происходило конечное перед задержанием происшествие злодеяния. Общее правило признает местом совершения преступления территорию, где исполнитель совершил злодеяние или покушался на него.
Аналогичным образом находит решение вопрос в случае, когда поступки организатора, подстрекателя или соучастника воплощались в действительность за пределами территории России, а исполнитель реализовывал свои деяния на территории России либо напротив. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве указывает на исключение из правил, которое закреплено частью 4 статьи 11 Уголовного Кодекса РФ.
Оно формулирует правило об экстерриториальности, т.е. другими словами, неподсудности по месту совершения правонарушения. Право экстерриториальности (внеземельности) по большей части используют дипломатические представители государств иных стран и иностранные граждане, которые обладают правом дипломатического иммунитета.
Дипломатический иммунитет – это совокупность специальных прав и преимуществ, дающихся в абсолютном объеме (к примеру, это могут быть главы дипломатических миссий) либо отчасти (к примеру, дипломатические курьеры) дипломатическим представителям государств иных стран для удачного выполнения ими собственных функций.