Новый закон о землях сельскохозяйственного назначения

Оглавление:

Владельцев сельхозугодий обязали осваивать земли в течение года


/ / 29 августа 2016 г. Государственной Думой 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон от №354 – ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства России. Срок освоения земель теперь сокращен до одного года, а надзорный орган получил право проводить проверку и без участия представителя юридического лица или предпринимателя. О том, что ситуацию, связанную с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения необходимо в корне менять, Президент Российской Федерации Владимир Путин дал понять в своем послании к Федеральному собранию РФ.В связи с чем было предложено активизировать работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев.

Правительством РФ в соответствии с предложениями Россельхознадзора был подготовлен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты, которые были одобрены и введены в действие в 2015 году.Тогда была значительно ужесточена мера административной ответственности, как за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, так и за использование их с нарушениями законодательства РФ.Например, минимальный размер административного штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ, в том числе связанных с обязательным использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения, увеличился в отношении физических лиц с 1 000 до 20 000 рублей; в отношении юридического лица — с 40 000 до 400 000 рублей.Кроме того, впервые мера административной ответственности за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения увязана с размером площади участка и его стоимостью. Отметим, что с апреля 2015 года кадастровая стоимость земли увеличилась более чем в 3 раза, и по Курганской области в настоящее время колеблется в среднем от 37 до 45 тысяч рублей за 1 гектар.С учетом максимальной налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельный налог в среднем за 1 гектар сельскохозяйственных угодий может составить от 111 до 135 рублей.Вместе с тем Управлением Россельхознадзора по Курганской практикуется еще одна мера административного воздействия на нерадивых землевладельцев – это увеличение земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости неиспользуемого участка в соответствии со статьей 394 Налогового Кодекса РФ. В этом случае налоговая ставка в среднем уже варьируется от 555 до 675 рублей за 1 гектар.Так в 2015 году налоговой службой по результатам проверок Россельхознадзора было доначислено за 2014 год более 180 тысяч рублей — по четырем фактам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения.Что касается административной ответственности за нарушение земельного законодательства, наряду с усилением ответственности, законодатель предоставил право должностному лицу, принимающему решение о привлечении виновного лица к ответственности, с учетом

Обзор последней редакции закона «Об обороте земель сельхозназначения»

—> —> Собственникам или арендаторам сельхоз участков требуется знать содержание закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 101-ФЗ, особенно в его последней редакции.

Данный закон об обороте достаточно специфичен, поэтому без помощи специалиста в этом случае не обойтись.

Безусловно, можно обратиться в специализированную юридическую контору, выставляющую заоблачные цены на свои услуги. Но в 2017 г. есть более простой и менее затратный способ решения проблемы – просто напишите свой вопрос в форме в правом нижнем углу монитора, и квалифицированный юрист с удовольствием вас проконсультирует. Онлайн консультация бесплатна и работает круглосуточно.

Правовой акт, регулирующий отношения с землями сельскохозяйственного назначения, распространяет свое действие на участки с одноименной категорией земель, но не на все. Земли с некоторыми видами разрешенного использования не подпадают под его действие.

Это участки со следующими видами разрешенного использования: для постройки одного гаража, ведения ЛПХ и дачного хоз-ва, оборудования садов и огородов.

То есть, проще говоря, закон 101-ФЗ распространяет свое действие только на поля, пашни и так далее, а ваш дачный участок относится к сфере регулирования Земельного кодекса РФ.

Если вы гражданин другой страны или вовсе без гражданства, то в 2017 году участок из земель сельхозназначения по закону может быть передан только под аренду. Законом 101-ФЗ также устанавливается процесс установления минимума и максимума размеров земельных участков из земель сельхозназначения. Так, минимальный размер в 2017 г.

устанавливается внутренним законом субъекта РФ, на территории которого находится земля. Конечно, в соответствии с Конституцией РФ, закон субъекта не может противоречить вышестоящему законодательству, то есть не должны нарушаться требования Земельного кодекса РФ или других ФЗ.

Какой самый большой участок может находиться у одного человека или организации, также определяется правительством региона.

Но здесь существуют некоторые требования, которые прямо прописаны в 101-ФЗ: субъект может установить максимальный размер, который начинается от 10% всей территории сельскохозяйственных угодий, расположенных на землях муниципалитета.

Если выясняется, что в 2017 г вы нарушили вышеописанные условия, то нужно немедленно устранить противоречия закону, например, продать кусочек участка с/х назначения (или весь ЗУ) или сдать в аренду. В случае приобретения земель до вступления в силу 101-ФЗ (до 24 июля 2002 года), то в срок один год с указанной даты, а если право было получено после 2002 года, то в течение 12 месяцев с момента доказательства права.

Причем, вы имеете преимущественное право на подписание с вами договора аренды, если отчуждаете участок муниципалитету или субъекту РФ. Если отчуждение в течение года не произведено, то регистрирующий орган (Росреестр) за десять дней должен отправить письмо в администрацию субъекта с сообщением о том, что законодательный порядок не выполняется.

И орган гос.

Сельхозугодья в составе земель с/х назначения — исключительные случаи и специальные особенности перевода в иные земли — 2022

→ → → Содержание О сложности задач, связанных с изменением видов разрешённого использования (ВРИ) земельных участков, многие их собственники знают не понаслышке, особенно, если это участки сельскохозяйственного назначения. А если земля является ещё и сельскохозяйственными угодьями, то кажется, что личная инициатива в попытке изменить их целевое назначение наказала тебя обрушившимися на голову проблемами, решение которых сравнимо с расчётом полёта комического корабля в параллельную Вселенную.

Сельскохозяйственные угодья являются одной из разновидностей земель с/х назначения, находящихся за пределами границ населённых пунктов (пункт 2 Земельного кодекса РФ). В Земельного кодекса РФ, говорится о том, что сами угодья включают в себя следующие типы земель:

  1. пашни
  2. сенокосы
  3. земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)
  4. пастбища
  5. залежи

Тут же поясняется, что среди всех земель с/х назначения сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Сельхозугодья — это лучшие плодородные земли.

Их защита, повышение плодородия, защита почв от деградации и загрязнения, способы производства с/х продукции с обеспечением воспроизводства земель, максимальное снижение неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду, соблюдение стандартов и норм агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий возведены в ранг государственных задач. Эти цели отражены в ряде федеральных законов:

  • Постановление Правительства РФ «О признаках неиспользования земельных участков с учётом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» ( от 23.04.2012)
  • ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» ( в ред. от 05.04.2016)
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ( в ред. от 27.06.2018)
  • ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ( (ред. от 03.08.2018)
  • ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( в ред.от 03.08.2018)
  • ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 1 статьи 4) — в ред. от 28.12.2017)

Основное законодательное требование об использовании с/х земель только в соответствии с их назначением ограничивает возможность перевода угодий в иные категории без особых для этого оснований. Акцент на нецелесообразность использования угодий для любых иных нужд сделан в ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из состава земель одной категорию в другую»

(, в статье 7 которого специальные особенности перевода земель в другую категорию установлены не для всех земель с/х назначения, а именно для земель с/х угодий.

Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (с изменениями на 6 июня 2022 года)

(с изменениями на 6 июня 2022 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Российская газета, N 135, 10.07.2003); (Российская газета, N 138, 01.07.2004); (Российская газета, N 220, 07.10.2004); (Парламентская газета, N 244, 28.12.2004) (вступил в силу с 5 января 2005 года); (Российская газета, N 48, 11.03.2005); (Российская газета, N 156, 20.07.2005); (Парламентская газета, N 20, 08.02.2007); (Российская газета, N 105, 17.05.2008) (о порядке вступления в силу см.

); (Российская газета, N 251, 09.12.2008) (о порядке вступления в силу см. ); (Российская газета, N 267, 31.12.2008); (Российская газета, N 87, 15.05.2009) (о порядке вступления в силу см. ); (Российская газета, N 297, 31.12.2010); (Российская газета, N 297, 31.12.2010) (о порядке вступления в силу см.

); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2012); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2013) (о порядке вступления в силу см.

); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.12.2013); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.06.2014) (о порядке вступления в силу см.

); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310124) (вступил в силу с 1 апреля 2015 года); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N0001201507130073); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040113); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040139); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040150) (о порядке вступления в силу см. ); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040165) (о порядке вступления в силу см.

); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, N 0001201712290037) (о порядке вступления в силу см. ); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2018, N 0001201806270039); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040007); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2018, N 0001201812270072); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010040); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2019, N 0001201906070021).____________________________________________________________________ПринятГосударственной Думой26 июня 2002 годаОдобренСоветом Федерации10 июля 2002 года1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением,

Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года Глава I.

Общие положения Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. 2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. 3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц; 3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных

Действие закона о земельных паях

Российская правовая база регулирует все операции, которые осуществляются над земельными паями.

А это купля-продажа, аренда, получение земель в наследство и другое. Закон о владении земельными паями, а именно «О реорганизации колхозов и совхозов» был выдан Президентом РФ в 1991 году в декабре. В нем идет речь о закреплении отдельных земельных паев за отдельными лицами.

В качестве владельцев этих паев выступали, как правило, работники и бывшие владельцы совхозов и колхозов, а также социальные служащие, которые работали неподалеку от данных объектов. С тех пор часть земель страны находится в свободном владении граждан и полностью принадлежит им. Правовое регулирование земель на территории Российской Федерации в первую очередь базируется на Земельном кодексе, но и тот отправляет нас к закону, принятому в 2002 году, а именно «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Он также является одним из основоположных законов, которые регулируют распределение и назначение земель под сельское хозяйство. После переворота, который произошел ранее, во время которого колхозы и совхозы потеряли более 10% всех своих земель, стали появляться различные обьединения, сообщества и кооперативы земельной собственности и сельского хозяйства.

За ними стали закреплять все права на бессрочное использование территорий бывших колхозов. Это право было выдано исключительно на пользование несельскохозяйственными угодьями. Но почему так? Каждая страна пытается защитить сельскохозяйственные угодья, Россия в этом не стала исключением.

Для этого был придуман ряд ограничений по установлению права собственности на эти территории. Около половины из принятых 14 позиций используются и в Законе

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

. Эти пункты таковы:

  • Установка перечня лиц, которые не могут приватизировать земли сельскохозяйственного назначения.
  • Установка ограничения на границы.
  • Запрет на приватизацию определенных территорий (например, на территории, которые заняты оленьими пастбищами и другое).
  • Неиспользуемые по праву земли изымаются.
  • Невозможность изменять целевое назначение земли.
  • Запрет на использование и приватизацию иностранными лицами.

Закон «О земельных» паях регулирует использование и приобретение земель сельскохозяйственного назначения, а также передающиеся территории земельных паев.

После расформирования колхозов, о которых говорилось выше, остались земли, которые не были отнесены ни к одной форме собственности. Часть земель была передана к колективной собственности, которую тогда же и отменили, куда же пропали эти земли и куда их следует отнести?

С юридической точки зрения эта категория земель не имеет определенного статуса. Их называют «неистребованными паями».

Такие земли регулируются также Законом «О земельных паях».

Исходя из трактовки данного юридического акта, можно прийти к выводу, что при аренде или договоре о таких земель, мы имеем дело с необычной территорией паев, которые не имеют точно очерченных границ и размеров, а являются особой территорией, которая не считается недвижимостью.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Обеспечение осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с помощью проведения контрольно-надзорных мероприятий и принятия мер реагирования при выявлении правонарушений Учитывая изложенное, принимая в том числе во внимание положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.

предусмотренных Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

(далее — Закон об обороте).При этом Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, а также поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

6) истечение установленного Федерального закона от 24 июля 2002 г.

N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

срока с момента возникновения у собственника права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенный по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, и (или) земельного участка, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.»; Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, 1. Административный регламент

Закон о земельных паях — сельхозназначения, о наследстве, в России, в 2022 году

› Пай – это земельный надел, входящий в целостный массив, поделенный на отдельные участки, принадлежащие различным субъектам. Такой отрезок земли может предоставляться гражданину на безвозмездной основе всего один раз в жизни.

Выдается он для того, чтобы человек мог самостоятельно использовать его по своему усмотрению, но обязательно в сельскохозяйственных целях. Иными словами, на данном участке запрещено возводить жилые постройки, спортивные площадки, коммерческие строения и так далее.

Кроме того, такой надел не будет являться собственностью пайщика до того момента, пока тот его не приватизирует. Только после прохождения всей процедуры оформления пая в свое владение, собственник сможет осуществлять с ним всевозможные сделки в рамках российского законодательства. Основной закон, касающийся паев, был принят еще в декабре 1991 года и касался он реорганизации колхозов и совхозов.
В соответствии с данным актом, расформирование коллективных сельскохозяйственных сообществ должно осуществляться по принципу равномерного распределения земли между их членами.

Иными словами, если до 1991-го года человек работал в колхозе, то после его расформирования, ему должны были выделить определенный участок земли для личного пользования. С тех пор значительная часть российских земельных угодий находится в частной собственности отдельных субъектов – граждан РФ.

Также все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются Земельным законодательством страны и отдельным Федеральным актом № 101-ФЗ «Об обороте сельскохозяйственных угодий».

Рассмотрим те категории граждан, которые имеют все законные права на получение пая.

Прежде всего это:

  1. Работники образовательного сектора — учителя сельских школ, библиотекари.
  2. Сотрудники здравоохранения, работающие в сельской (районной) местности;
  3. Труженики сельскохозяйственной сферы — земледельцы, агрономы, зоотехники, доярки, трактористы, комбайнеры;

Также необходимо знать, что все дольщики в обязательном порядке обязаны регулярно уплачивать налоговые взносы за свою землю. При неуплате данного побора осуществить приватизацию такого участка будет невозможно.

Оформление земельного пая в собственность по закону осуществляется следующим образом:

  1. Далее при помощи землеустроителей производится межевание земли с целью отделения вашей доли. Во время проведения данного мероприятия необходимо оповестить о нем хозяев тех участков, которые расположены рядом;
  2. Затем необходимо обратиться в землеустроительный комитет с целью получения кадастрового номера на отмежеванный участок;
  3. После принятия решения о приватизации выделенного участка земли, пайщик должен дать соответствующее объявление в местную районную газету с целью оповещения остальных дольщиков;
  4. Через месяц после оповещения в СМИ проводится собрание держателей участков, на котором ведется соответствующий протокол, в котором должны расписаться все дольщики о том, что они не против процедуры приватизации данного надела;

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 17 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года Статья 1 Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.

3301; 2007, N 27, ст. 3213; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1412) следующие изменения: 1) в пункте 3 статьи 272 слова «ненадлежащего использования (статья 286)» заменить словами «неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации»; 2) статью 284 изложить в следующей редакции: «Статья 284.

Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.»; 3) статью 285 изложить в следующей редакции: «Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.

«; 4) наименование статьи 286 изложить в следующей редакции: «

Статья 286.

Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации»; 5) в статье 4491: а) пункт 1 после слов «исполнительного производства» дополнить словами «, а также в иных случаях, установленных законом»; б) пункт 2 дополнить словами «, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом»; в) абзац первый пункта 4 дополнить словами «, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа».

Статья 2 Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.

4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст.

5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст.

2455; N 26, ст. 3075; 2008, N 30, ст.

3597, 3616; 2009, N 30, ст. 3735; 2011, N 30, ст.

Постатейный комментарий № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 07.07.2003 № 113-ФЗ) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Постатейный комментарий (издание второе, переработанное и дополненное) Авторский коллектив комментария к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Калинин Н. И., Почетный землеустроитель России, государственный советник Российской Федерации 1-го класса — введение, комментарий к статье 8, главам III и IV; Удачин А.

А., канд. экон. наук, государственный советник Российской Федерации 2-го класса — комментарий к главам I и II (кроме ст. 8). Введение. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации Принятый в конце 2001 года Земельный кодекс Российской Федерации по вопросам предоставления, использования и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения делает отсылку к федеральному закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения (пункт 6 статьи 27, пункт 5 статьи 79, статьи 81 и 82).

Президент Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации пошли на такой компромисс, чтобы выйти из тупиковой ситуации, сложившейся с принятием Земельного кодекса Российской Федерации из-за восьмилетних дебатов и разногласий по вопросу купли-продажи сельскохозяйственных угодий. Землями сельскохозяйственного назначения являются земли за чертой сельских и городских поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 56 Земельного кодекса РСФСР и статья 77 Земельного кодекса РФ). Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и др.

многолетние плодовые насаждения) и на несельскохозяйственные угодья (внутрихозяйственные дороги, полезащитные лесополосы, не входящие в земли лесного фонда сельские леса и древесно-кустарниковая растительность, не входящие в земли водного фонда замкнутые водоемы, земли под зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также неудобья в виде оврагов, песков, солончаков, болот и т.п.).

До земельной реформы и реорганизации бывших колхозов и совхозов деление земель сельскохозяйственного назначения на сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья не имело правовых последствий, так как все эти земли закреплялись за сельскохозяйственными организациями на одном праве — праве постоянного (бессрочного) пользования и находились в государственной собственности. В соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов

Школа Застройщика

01 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Правовой режим сельскохозяйственных угодий и несельскохозяйственных угодий резко поменялся в ходе осуществления земельной реформы.

Об изменении законодательства в части оборота земель сельскохозяйственного назначения рассказала Ирина Бердникова, руководитель Управления Росреестра по Нижегородской области. В своем выступлении на конференции 13 июля 2011 г.

в пресс-центре газеты «АиФ в Нижнем Новгороде» Ирина Бердникова рассказала о том, что среди наиболее значимых изменений в части оборота земель сельскохозяйственного назначения являются: 1. Особенности предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 10 Закона, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

«Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи, на которые данное правило не распространяется»

, — отметила И.В.

Бердникова. В соответствии с п.4 ст.

10 Закона переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель. Также в соответствии с п. 5.1 ст.

10 Закона земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления

Земельные вопросы

В нашей стране почти все земельные активы, не занятые под лесами и водоемами, причислены к категории земель сельхозназначения. Приобретая участок, вы, скорее всего, столкнетесь с проблемой законности возведения дома или усадьбы на земле такой категории.

Знать законодательные акты, касающиеся загородной недвижимости, важно, чтобы грамотно подобрать земельный надел для жилищного строительства.

Дом в деревне: плюсы и минусы Приобретение дома в границах сельского населенного пункта имеет свои положительные и отрицательные стороны: не каждая деревня имеет хорошо развитую транспортную и социальную инфраструктуру (электричество и мобильную связь, газ и стационарный телефон), только в некоторых больших селах есть магазины, больницы, аптеки, школы, детские сады и библиотеки.

Весомый момент — наличие дорог общего пользования, общественного транспорта, ухоженность земель, негативный — ограниченность выбора участков в пределах деревни, причем, без перспективы расширения территории, дом нельзя надолго оставлять без присмотра, а соседи могут быть не всегда дружелюбны. Деревенские коммуникации значительно отличаются в разных областях и районах, зависят от расстояний до ближайших крупных населенных пунктов или интересных рекреационных объектов. И все же, на землях любых населенных пунктов можно без проблем строить частные дома (торговые точки, гостиницы, базы отдыха), вести личное подсобное хозяйство, в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, или просто использовать участок как дачу (или жить в сельском доме постоянно).

Дом в деревне дает возможность получить там регистрацию (прописку).

Приобретать дом в деревне следует только в том случае, если вы соглашаетесь на тот уровень жизни, который там существует (например, магазин, работающий три раза в неделю). Ведь особняк в два-три этажа будет смотреться нелепо среди десятка старых обветшалых построек деревенской улицы. Исключение составляют лишь деревни, расположенные вблизи привлекательных водных объектов, где вслед за одним коттеджем может появиться множество других.

Если расстояние до крупного населенного пункта достаточно близкое, и вы в состоянии каждый день добираться туда на работу (отвозить детей в садик, школу), если вы готовы проживать в деревенском доме постоянно, если вам нужен небольшой земельный участок под огород и дачу, тогда смело начинайте поиски. Подойдут все ближайшие деревни вокруг вашего города.

Землю и дом можно купить как у частных лиц, так и приватизировать (выкупить) земельный участок, принадлежащий органам местной власти. Для желающих приобрести (построить) загородную недвижимость, но жить не в традиционной русской деревне, есть два кардинально противоположных варианта:

  1. дом, коттедж, дача, таунхаус в обустроенном новом коттеджном (дачном) поселке с охраной, дорогами и объектами социальной инфраструктуры в зависимости от масштабов поселка и его расстояния до крупного населенного пункта;
  1. уединенная усадьба, ранчо, дом или домик вдали от населенных пунктов, в живописной местности, на берегу реки, в лесу, в окружении обширных сельскохозяйственных или охотничьих угодий.

Законодательство о землях сельскохозяйственного назначения: вопросы правоприменения

Действующий При разрешении споров, связанных с осуществлением и защитой прав в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в правоприменительной практике все большую актуальность приобретают следующие вопросы: изменение вида разрешенного использования земельных участков; право участника долевой собственности на выдел земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения; признание права собственности на земельную долю. Изменение вида разрешенного использования земельных участков.

Вид разрешенного использования относится к одной из наиболее важных характеристик земельного участка, влияющих на определение рентабельности и степени эффективности его использования правообладателем. Сложность изменения вида разрешенного использования земельного участка является предпосылкой для появления исковых заявлений в судах и заключается в том, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственного назначения ( Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Многие авторы сходятся во мнении, что порядок определения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения до настоящего времени остается неурегулированным. В судебной практике встречаются иски, направленные на изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, которые имеют единственную цель — легализировать застройку данных земель. Выявлены случаи обращения в суд с требованиями о признании земельного участка, расположенного в черте сельскохозяйственных угодий, включенным в границы населенного пункта.

Однако подобные иски об изменении вида разрешенного использования, как правило, остаются без удовлетворения.

Анализ действующего земельного законодательства показал, что для земель сельскохозяйственных угодий градостроительное зонирование не осуществляется, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются.

Вследствие этого, как мы полагаем, вид использования данной категории земель не может быть изменен в судебном порядке.

Такая позиция судов соответствует законодательству и представляется нам правильной.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 191-ФЗ

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

.