Организация использования земель особо охраняемых природных территорий

Организация использования земель особо охраняемых природных территорий

Земли особо охраняемых природных территорий


» » » Перечисленные в ст. 2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земли подлежат специальной правовой охране со стороны государства. Содержание Перечисленные в ст.

2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земли подлежат специальной правовой охране со стороны государства. Ее суть сводиться к установлению правого режима, подразумевающего запрет на реализацию видов хозяйственной деятельности, могущих привести к:

  1. уничтожению/повреждению природных комплексов;
  2. нарушению природного баланса экосистем;
  3. исчезновению редкостных видов животных и растений.

Законодатель разделил земли особо охраняемых природных территорий на 6 категорий. Каждой из них характерен специфический природоохранный режим.

Очевидна логическая связь между очередностью упоминания категорий охраняемых территорий в тексте Закона № 33-ФЗ и строгостью их правового режима. От начала содержания Закона до его конца режим сменяется с очень строгого на более мягкий.

В границах заповедников запрещена всякая хозяйственная деятельность, связанная с вмешательством человека в ход естественных процессов, кроме случаев предотвращения стихийных бедствий, эпизоотий и достижения иных благих целей.

Имущество заповедников исключено из гражданского оборота, его земли не могут использоваться для туризма или охоты.

Природоохранный режим национальных и природных парков более благоприятен для природопользования. В парки допускаются частные лица (туристический поток регулируется). Земли могут использоваться для организации спортивных и культмероприятий, рекреационных целей и строительства объектов недвижимости. Отдельные участки парков предоставляются сотрудникам администрации в качестве служебных наделов.

Земли, на которых размещены памятники природы, могут находиться в частных руках. А дендропарки не являются даже природными образованиями.

Коллекции специально высаженных в открытый грунт деревьев и кустарников – результат антропогенной деятельности. Природные заповедники – это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля.

Создаются с целью:

  1. сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
  2. проведения исследований;
  3. развитие познавательного туризма.
  4. обеспечения естественного хода природных процессов;
  5. осуществления экологического мониторинга;
  6. организации экологического просвещения;
  7. поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;

Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства. Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда.

Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России. В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст. 8 33-ФЗ)

Бесплатная консультацияЮриста:По любым вопросам

Пример: Набрал займов в МФО из-за ремонта квартиры и лечения болезни.

Поздно понял что это неподъемные займы для меня.

Звонят, угрожают различными способами воздействия. Как быть? Москва Санкт-Петербург Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, вы принимаете условия Отправить Отправить

Правительства Москвы

Министерства юстицииРоссийской Федерации

Роспотребнадзора Последние вопросы Полное комплексное обслуживание С момента обращения к нам и до полного решения вопроса мы готовы сопровождать своих клиентов, оказывая им необходимые услуги и консультации.

Бесплатный детальный анализ ситуации Наши специалисты детально изучат Вашу ситуацию, ознакомятся со всеми имеющимися документами, составят четкую картину проблемы. Работа на результат Мы заинтересованны в успехе Вашего дела!

Ваши победы — наши победы. Мы ориентированные исключительно на результат. Составление документов При необходимости юристы нашей компании возьмут на себя составление всех необходимых документов, для положительно решения дела.

Бесплатная проработка вариантов Только после детального анализа имеющихся документов, погружения в сложившуюся ситуацию – мы сможем проработать пути решения и целесообразность их применения. Подача документов Берем все на себя. Составление. Сбор необходимого пакета документов.

Подача в инстанции. Отслеживание.

Контроль каждого движения дела.

Всегда есть вероятность, что клиенту не нужно идти в суд или составлять претензию и иные документы, так как перспективы выиграть нет и клиент зря потратит время и деньги, хуже того, усугубит свое положение.

Именно по этому юристы нашей компании сначала делают бесплатный анализ ситуации, изучают имеющиеся документы, и только после этого предлагают пути решения, если они имееются. Почему нам доверяют? Качество обслуживания Уже более 10 лет наша компания оказывает бесплатные юридические консультации в различных областях гражданского права.

Скорость Профессионалы своего дела проконсультируют Вас в течении 5 минут.

И Вы будете знать все о решении своей ситуации. Знание Дело каждого клиента передается в соответствующий отдел права, где его анализирует не менее 3х специалистов, включая старшего юриста.

Конфиденциальность В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 «О персональных данных» — мы гарантируем полную конфиденциальность всех консультаций Экономия Благодаря большому опыту в сфере гражданского права, мы с уверенностью можем говорить, как надо поступать в различных ситуациях.

Минимальные действия, для максимального результата. Легкость Обращаясь к нам, клиенты забывают о своей проблеме. Доверьте свою заботу нам, профессионалам своего дела.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас! Москва Санкт-Петербург Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, вы принимаете условия Отправить Отправить Вам помогутнаши юристы и адвокаты «Каждую проблему можно решить по средствам закона.

Земельныйэксперт

8447 В раскрыто такое понятие, как . В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен.

Регулирует данный вопрос . Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

К следующие земли:

  1. наделы, имеющие особую ценность.
  2. ;
  3. ;
  4. территории природного происхождения, нуждающиеся в особой охране;

Порядок определения и отнесения земель к территориям, нуждающимся в охранном режиме, устанавливается Правительством РФ или региональными уполномоченными ведомствами.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В отношении данных территорий обязательно проводится , и земли в дальнейшем проходят обязательную регистрацию в , получают индивидуальный номер и лишь по завершении этих процедур могут применяться для установки специального режима землепользования.

На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству. Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен. Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России.

Звонки принимаются круглосуточно. Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  1. другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.
  2. осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  3. передавать наделы для организации сада или огорода;
  4. использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

2. организация использования земель особо охраняемых природных территорий

курсовая работа Природные ресурсы в большинстве своем количественно ограничены. Поэтому возникает необходимость бережного отношения к дарам природы последние столетия антропогенное воздействие на природный комплекс резко усилилось, что связано не только с возрастанием изъятия из него вещества и энергии, но главным образом изменением его основных параметров под влиянием техногенных факторов.

Поэтому охрана природного комплекса становится жизненной необходимостью. Она пронизывает все виды жизнедеятельности человека и становится необходимым её условием, неотъемлемой частью рационального природопользования и имеет несколько форм: Особой охране подвергаются как территории, имеющие комплекс природных свойств, так и отдельные виды животного и растительного мира.

Особая охрана природного комплекса предполагает несколько направлений: полное исключение территорий из хозяйственного и рекреационного использования (резерваты); частичное исключение из хозяйственного и рекреационного использования; ограничение отдельных видов деятельности или использования отдельных видов природных ресурсов. [7] Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. [2] Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: — земли, недра, почвы; — поверхностные и подземные воды; — леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; — атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в «Список всемирного культурного наследия» и «Список всемирного природного наследия», государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное,

9.4. Земли особо охраняемых территорий

 Земельный участок: вопросы и ответыБоголюбов Сергей Александрович Чем отличается режим использования особо охраняемых территорий?Все земли независимо от своего назначения подлежат охране, чему посвящаются ст.

12–14 ЗК РФ; назначение, цели, порядок выделения, особенности использования и охраны земель особо охраняемых территорий показаны в ст. 94

«Понятие и состав земель особо охраняемых территорий»

ЗК РФ.В стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления: площадь этих земель неуклонно возрастает.Обращает на себя внимание, что под объектами особо охраняемых территорий понимаются в ч. 6 ст. 94 ЗК РФ, прежде всего, объекты культурного наследия РФ.

В части 3 и 10 ст. 95 ЗК РФ предусматриваются земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы.Последнее время к законодательству об особо охраняемых территориях и их объектах и особенно к его применению привлечено большое внимание ввиду особой ценности этих земель, попыток их урезать и желания некоторых представителей современного предпринимательского корпуса принять участие в приватизации части их земель. Согласно ч. 6 ст. 95 действующего ЗК РФ земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.С. Б.Зачем понадобилось выделение в земельном законодательстве РФ и в категории земель особо охраняемых территорий и их объектов земель особо охраняемых природных территорий?В статье 95 «Земли особо охраняемых природных территорий» ЗК РФ предусматриваются отнесение их к объектам общенационального достояния и установление на них особого специального правового режима охраны и использования, создание охранных зон и округов на прилегающих к ним земельных участках, запрещение ряда действий, в том числе изменения целевого назначения земельных участков или прекращения прав на них для нужд, противоречащих их целевому назначению.

Выделение и охрана особо охраняемых природных территорий (ООПТ) базируются на ст.

9, 36, 42, 71 и др. Конституции РФ, ст. 1, 3, 4, 58–62 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», являющегося головным в природоохранном, экологическом законодательстве, и отражают потребности общества в сохранении уникальных, особо ценных природных территорий и природных объектов в интересах настоящего и будущих поколений людей.Регулирование земельных отношений на землях особо охраняемых природных территорий должно увязываться с регулированием отношений в области организации ООПТ в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.Головным актом

Земельныйэксперт

1361 Участки, имеющие особое значение для государства, являются землями, относительно которых определен особый правовой режим природопользования.

Определение такого понятия, как дано в . Состав этой группы наделов также указан в земельном кодексе. В частности, к таким зонам принадлежат земли, имеющие следующие значения: научное, , , .

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России.

Звонки принимаются круглосуточно.

Особо охраняемые природные территории применяются для устройства курортных мест, санаториев, в качестве мест культурного отдыха и для выполнения изысканий в сфере исторической и других отраслей науки. Использование угодий осуществляется в рамках назначенного режима. Действия, направленные на причинение наделам ущерба, запрещены законодательством.

Регулируется эксплуатация зон . К можно отнести местности, где размещены заповедники, заказники, ботанические сады, дендрарии, национальные парки.

Данная категория земель особо охраняемых территорий и объектов считается общенациональным достоянием страны и, соответственно, может состоять в распоряжении государства или властей регионов.

Иногда допускается вхождение в состав этой группы наделов и частных участков, если земли расположены в границах назначенной особо охраняемой зоны. В этом случае, собственник не теряет своих прав (кроме отдельных случаев), однако, пользоваться площадью может лишь в рамках назначенного порядка. Не разрешается изменение прямого назначения площадей, если они расположены внутри природоохранной зоны.

Хозяйственная деятельность на таких площадях ведется лишь тогда, когда она включена в список видов разрешенного использования.

Для расширения территории таких земель государственным органам или муниципалитету разрешается осуществлять процедуру резервирования относительно тех участков, которые подходят для устройства природоохранных зон. На местностях нельзя устраивать огороды, сады и ЛПХ.

Нельзя возводить дачи, строить дороги, трубопроводы и ЛЭП. Также не разрешается осуществлять через такие массивы прогон скота или перемещение спецтехники. Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России.

Звонки принимаются круглосуточно. В описаны условия и порядок эксплуатации зон, располагающих природными ресурсами, которые можно эксплуатировать для организации мероприятий профилактическо-оздоровительного типа по лечению различных болезней у человека.

Основным условием использования таких земель считается наличие у них лечебно-оздоровительных ресурсов природного происхождения. нуждаются в установке особой санитарной зоны.

Различается несколько санитарных округов – первый, второй и третий.

Для каждого из округов назначается отдельный режим использования. Если частная собственность располагается в границах первого округа, то владение подлежит изъятию, а хозяину выплачивается компенсация.

helpmsk24.ru

Особо охраняемые природные территории местного значения (кроме внутрихозяйственных заказников) образуются решением органов местного самоуправления в рамках их (или переданных им органами государственной власти автономного округа) полномочий по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды. 2. Специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды и другими окружными подразделениями специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации разрабатываются, а администрацией автономного округа утверждаются типовые положения об особо охраняемых природных территориях местного значения.

3. Материалы, обосновывающие образование особо охраняемых природных территорий местного значения (кроме внутрихозяйственных заказников) и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу. 4. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории, разработанное на основе соответствующего типового положения, утверждается решением органа местного самоуправления. 5. Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  1. осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  2. использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
  3. передавать наделы для организации сада или огорода;
  4. другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.
Рекомендуем прочесть:  Налог на ип 2020 осно

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о резервировании земель с возможным изъятием наделов у граждан и выплатой компенсации.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли особо охраняемых природных территорий Земли особо охраняемых природных территорий Перечисленные в ст.

2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земли подлежат специальной правовой охране со стороны государства. Перечисленные в ст. 2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земли подлежат специальной правовой охране со стороны государства. Ее суть сводиться к установлению правого режима, подразумевающего запрет на реализацию видов хозяйственной деятельности, могущих привести к:

  1. уничтожению/повреждению природных комплексов;
  2. нарушению природного баланса экосистем;
  3. исчезновению редкостных видов животных и растений.

Законодатель разделил земли особо охраняемых природных территорий на 6 категорий.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Землями особо охраняемых территорий и объектов, согласно ст.94 гл.17 Земельного кодекса Российской Федерации, являются земельные территории государства, которые в силу своего особого природоохранного, оздоровительного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, научного, и иного ценного значения, были изъяты из полного или частичного хозяйственного пользования. Основанием этому служат постановления государственных органов власти, одновременно присваивающие этим территориям особый правовой режим.

Земельный кодекс РФ проводит четкое разделение этих земель по назначению:

    Земли особо охраняемых природных территорий. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Земли природоохранного назначения. Земли рекреационного назначения. Земли историко-культурного назначения. Особо ценные земли.

К ним относятся национальные, дендрологические и природные парки, памятники природы, государственные природные заказники и заповедники, ботанические сады (ст.95 гл.17 ЗК РФ).

    Заповедники и заказники — территории, на которых природные условия сохранены в естественном и первозданном виде. Их целью является защита и сохранение существующих популяций животных и растений, содействие в просвещении в вопросах экологии и подготовке профессиональных кадров по защите окружающей среды. Памятники природы — ценные, невосполнимые и уникальные с точки зрения экологии, науки, культуры, эстетики природные объекты, возникшие как естественным, так и искусственным путем. Национальные парки — территория, разделенная на зоны с полным ограничением деятельности, в которых природные условия сохраняются в нетронутыми — в естественном виде, и зоны, в которых деятельность урегулирована законодательством. Такие участки национальных парков могут использоваться также в рекреационных целях. Дендрологические парки и ботанические сады — искусственно созданные природные территории, на которых специально выращиваются коллекции разного рода растений, деревьев, предназначенные для сохранения и развития многообразия растительного мира.

На территории этих объектов запрещено осуществлять какой-либо род деятельности, не направленный на изучение и сохранение данных природных комплексов, а также не регламентированную регулирующими законами.

Не разрешается использовать данные земли для нужд и деятельности, противоречащих их целевому назначению. Данные участки земли могут быть как в федеральной, муниципальной собственности, так и в собственности субъектов РФ. Законодательство предусматривает возможность включения земельных участков, которые находятся в частной собственности, в данную категорию охраняемых земель.

На территории запрещается: строить автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач, жилые, и хозяйственные объекты; эксплуатировать механические транспортные средства;

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий (стр. 1 из 2)

Министерство образования Российской Федерации НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА» ДОКЛАД ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ ТЕМА: «Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий» Выполнил: Группа КЮ-741-ОД Студент Оноприйчук Е.Л. Проверил: Кузьмин Н.А. Москва 2010 год.

Что понимается в действующем законодательстве под особо охраняемыми природными территориями?

Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны.

Что представляет собой законодательство об особо охраняемых природных территориях?

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, основывающееся на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. На какие категории и виды подразделяются особо охраняемые природные территории? С учетом особенностей режима охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды этих территорий:

  • государственные природные заказники;
  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Каков правовой режим государственных природных заповедников?

На территории государственного природного заповедника полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты — земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Такие заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственного заповедника, предоставляются в пользование на правах, предусмотренных федеральными законами.

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты закрепляются за государственным природным заповедником на праве оперативного управления.

Земли особо охраняемых природных территорий

53 К землям особо охраняемых природных территорий относятся: земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов; территории традиционного природопользования коренных мало­численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

1 СЗ РФ.1995. № 12. Ст. 1024. 2 СЗ РФ. 1995. №9. Ст. 715. 3 Парламентская газета.

2001. 12 мая. 4 СЗ РФ.1995. № 17. Ст. 1462. 12 Земельное право Основную часть земель особо охраняемых природных территорий составляют земли государственных природных заповедников и заказ­ников, национальных парков и других видов особо охраняемых при­родных территорий, входящих в природно-заповедный фонд. Хотя за-поведование, полное или частичное изъятие природных объектов из хозяйственного использования, как это было в начале прошлого века, ныне не является основным способом охраны природы, заповедные территории играют важную роль в современной организации охраны окружающей среды.

В Российской Федерации сформирована много­функциональная система особо охраняемых природных территорий, образующих природно-заповедный фонд. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ

«О территориях тра­диционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

к особо охраняемым природным территориям относит земли исконной среды проживания представителей малых народов, сохраняющих традицион­ный образ жизни и осуществляющих неистощительное природополь­зование и промыслы.

Особо охраняемыми природными территориями признаны земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особая ценность ко­торых обусловлена тем, что на их землях имеются природные лечеб­ные ресурсы, используемые для лечения и профилактики заболеваний и отдыха людей. относятся к объ­ектам общенационального достояния и находятся в федеральной собст­венности, собственности субъектов Российской Федерации и в муни­ципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в пределах этих земель могут находиться земельные участки, принадлежащие на праве собственности гражданам и юриди­ческим лицам.

На объявленных особо охраняемыми природными территориями землях устанавливается режим, направленный на сохранение благо­приятного состояния окружающей среды, обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем и созданных человеком объектов, имеющих рекреационное и защитное значение. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных уча­стках могут создаваться охранные зоны (округа) с регулируемым ре­жимом хозяйственной деятельности.