Особенности охраны государственной границы рф на суше

Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 26.07.2019) «О Государственной границе Российской Федерации»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЗАКОНО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная граница Российской ФедерацииГосударственная граница Российской Федерации (далее — Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границеГосударственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;мирного разрешения пограничных вопросов. Статья 3. Защита и охрана Государственной границыЗащита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории

Режим охраны Государственной границы Российской Федерации

44Государственная граница РФ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства Российской Федерации), т.

е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Режим Государственной границы включает правила: • содержания Государственной границы; • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Правилами содержания Государственной границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы.

Документы совместных проверок прохождения Государственной границы, не содержащие ее изменений, утверждаются Правительством РФ. Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ.

Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами РФ, законодательством РФ, решениями Правительства РФ.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом

Моя родная граница

http://www.morskayakollegiya.ru/ Утверждена Президентом Российской Федерации 01.09.01 г. № Пр-1572. Настоящая Концепция определяет основные цели, принципы, перспективы и направления развития охраны Государственной границы Российской Федерации (далее – Государственная граница), внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001 – 2005 годы. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации.

Концепция разработана в соответствии с основными положениями Основ пограничной политики Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации, Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и решениями Совета Безопасности Российской Федерации по пограничным вопросам. При разработке данной Концепции учтены результаты реализации Концепции охраны Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации на 1997 – 2000 годы, а также возможности государства по выделению материальных, финансовых и иных средств на охрану Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов. В настоящей Концепции охрана Государственной границы рассматривается как составная часть ее защиты и осуществляется Пограничной службой Российской Федерации в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде, другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.

Концепция предназначена для руководства в практической деятельности ФПС России, других федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов. I. Общие положения Охрана Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов является основой обеспечения пограничной безопасности и заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Охрана государственной границы.

Виды охраны, (защиты). Пограничные режимы

реферат Правовые основы статуса государственной границы и ее охраны, вопросы, связанные с пограничным режимом, полномочия пограничных войск и другие аспекты охраны государственной границы РФ определены в Законе РФ от 1 апреля 1993 г.

«О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2001 N 196-ФЗ). Основные положения данного Закона следующие.

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Государственной границей Российской Федерации является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами государства. Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами: — обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности; — взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; — взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов. Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности Российской Федерации и заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по: — недопущению противоправного изменения прохождения государственной границы; — обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу; — защите на государственной границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Эффективность охраны границы зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны границы, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами.

Политическая охрана преследует цель не допустить незаконного пересечения границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны — предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опасные для людей, фауны и флоры.

О Государственной границе Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2020 года)

ЗАКОН____________________________________________________________________Документ с изменениями, внесенными: (Российская газета N 155, 17.08.94); (Российская газета N 236, 10.12.96); (Российская газета N 140, 23.07.97); (Российская газета, N 146, 04.08.98); (Российская газета, N 150, 07.08.98) (утратил силу с 1 января 2001 года на основании (с изменениями, внесенными )); (Российская газета, N 107, 07.06.99); (Российская газета, N 153-154, 10.08.2000) (с изменениями, внесенными ); (Российская газета, N 215, 09.11.2000); (Российская газета, N 256, 31.12.2001); (Российская газета, N 244, 28.12.2002); (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года); (Российская газета, N 138, 01.07.2004); (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. ); (Российская газета, N 48, 11.03.2005); (Российская газета, N 86, 25.04.2006); (Российская газета, N 138, 29.06.2006); (Российская газета, N 297, 31.12.2006) (о порядке вступления в силу см. ); (Российская газета, N 141, 04.07.2007) (о порядке вступления в силу см.

); (Российская газета, N 276, 08.12.2007) (о порядке вступления в силу см. ); (Российская газета, N 153, 18.07.2008) (о порядке вступления в силу см.

); (Российская газета, N 251, 09.12.2008) (о порядке вступления в силу см. ); (Российская газета, N 266, 30.12.2008); (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. ); (Российская газета, N 118, 02.06.2010); (Российская газета, N 296, 30.12.2010); (Российская газета, N 25, 08.02.2011) (о порядке вступления в силу см.

); (Российская газета, N 75, 08.04.2011); (Российская газета, N 90, 27.04.2011) (о порядке вступления в силу см. ); (Российская газета, N 120, 06.06.2011); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2011); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2011); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2013); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2014); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230009); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310010); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300120); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030004) (о порядке вступления в силу см. ); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040005); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040146); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300052); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2019, N 0001201907260108)

Государственные границы: определение, классификация, порядок установления, изменения, охраны по зак-ву РФ.

Особенности договоров о границе.

Стр 10 из 10 Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная.

На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: · Делимитация— это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т.

д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение). · Демаркация — это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств.

При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы — описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.). Виды границ: Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше.
Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами. Воображаемая плоскость, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.

Установление границ Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом. Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы. Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек. Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).

Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом).

Государственная граница

Введение РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действий государственного суверенитета РФ.

Охрана государственной границы является неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности РФи заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по: — недопущению противоправного изменения прохождения государственной границы; — обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропускачерез государственную границу; — защите на государственной границе жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

В охране государственной границы участвуют органы государственной власти и управления, Пограничные войска, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот, иные войска и воинские формирования РФ, органы местногосамоуправления, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения и граждане. Порядок их участия и полномочия определяются законодательством РФ.

Охрана Государственной границы РФ на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через государственную границу осуществляется Пограничными войсками. Охрана государственной границы ввоздушном пространстве возложена на Войска противовоздушной обороны.

Охрана государственной границы в подводной среде осуществляется Военно-Морским Флотом. Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить особенности организации и несения службы в пограничных нарядах в различных физико-географических условиях: — особенности охраны государственной границы в лесисто-болотистойместности; — особенности охраны государственной границы на реках, озерах и иных водоемах; — особенности охраны государственной границы в горах; — особенности охраны государственной границы в пустынно-степной местности; — особенности охраны государственной границы зимой; — особенности охраны государственной границы в северных районах; — охранагосударственной границы на море.
Глава 1. Условия, влияющие на охрану государственной границы в различных физико-географических условиях Условия, влияющие на охрану государственной границы в лесисто-болотистой местности Основное внимание уделяется участкам, где к государственной границе выходят дороги, просеки, тропы, реки,ручьи, дефиле, а также направлениям, где вблизи государственной границы расположены населенные пункты, производятся лесоразработки и иная хозяйственная деятельность.

На таких участках наиболее существенное влияние на построение охраны границы, использование сил и средств и действия застав по поиску и задержанию нарушителей границы оказывают: рельеф местности, растительный покров,климатические условия, населенность, гидрографическая и дорожная сеть.

Охрана государственной границы России

На суше, море, реках, озерах и других водоемах — органами и войсками пограничной службы ФСБ России; .Воздушного пространства — войсками противовоздушной обороны; .Участков границы в подводной среде — Военно-Морским Флотом. Они оказывают содействие друг другу при выполнении возложенных на них обязанностей по защите Государственной границы.

Личный состав пограничной службы включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. Комплектование этих органов и войск осуществляется в соответствии с законодательством: ) Военнослужащими — путем поступления граждан РФ на военную службу по контракту и путем призыва на военную службу по экстерриториальному принципу; ) Гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

Задачи пограничной службы являются: Защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного ее прохождения, а также в целях обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима пропуска через границу; Охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных интересов РФ; Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов; Полномочия пограничной службы: Организует и осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено к компетенции пограничных органов и войск; Осуществляет задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения; Осуществляет войсковую, разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; Осуществляет сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи, заключает международные договоры межведомственного характера, участвует в международно-правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы; Применяет оружие, специальные средства, боевую, специальную и другую технику, физическую силу и служебных собак в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г.

№ 20

«Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации»

; Привлекает к выполнению возложенных на пограничные органы и войска задач на добровольных началах граждан РФ в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников и в иных формах в соответствии с «Порядком привлечения граждан к охране государственной границы», утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. и осуществляет другие полномочия.

newinspire

Понятие Государственной границы В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1993 г.

«О Государственной границе Российской Федерации» (ред.

от 28.06.2014), Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета России. Защита Государственной границы Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории. Охрана Государственной границы Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы, осуществляемой органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством.

Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режимa в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в федеральном законодательстве как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Режим Государственной границы включает в себя правила: — содержания Государственной границы; — пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; — перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; — пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; — ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; — разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Режим Государственной границы устанавливается федеральными законами, международными договорами

Реферат: Охрана государственной границы

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права Контрольная работа Тема «Охрана государственной границы» Санкт-Петербург, 2010г.

План Введение 1. Понятие и содержание охраны государственной границы 2. Административно-правовой режим охраны границы 2.1 Режим Государственной границы 2.2 Пограничный режим 2.3 Режим в пунктах пропуска через границу 2.4 Особые полномочия пограничный войск, войск ПВО и ВМФ Заключение Список использованной литературы Введение Возникновение государственной границы связано с территориальными разграничениями первых в истории человечества государств. Границы между рабовладельческими государствами стали исторически первым типом международных (государственных) границ.

Государственная граница является не только естественным, но и важнейшим политическим и правовым фактором во взаимоотношениях государств, тем правовым пределом, в рамках которого находят свое самоопределение нации.

В настоящее время охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Цель охраны государственной границы — недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

О том, что состояние защитников границы сейчас чрезвычайно неудовлетворительное свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих Государственную границу РФ1.

Сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраны Государственной границы РФ. Как не удивительно, несмотря на чрезвычайно высокую актуальность, данная проблематика практически не исследуется в литературе.

Существует немало работ посвященных как обеспечению безопасности в целом2, так и обеспечению военной безопасности.3 Проблемам правового обеспечения охраны Государственной границы должного внимания явно не уделяется.

1. Понятие и содержание охраны государственной границ Процесс обретения Россией государственности включает процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы. Протяженность Государственной границы России на суше и по воде — 58 тысяч километров.

Большая часть этой линии — бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых границ — с бывшими союзными республиками. Понятие «государственная граница» включает в себя три критерия: фактический, юридический, технический1. Фактический критерий – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, то есть пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР.

Режим охраны государственной границы РФ.

Государственная граница РФ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства Российской Федерации), т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Режим Государственной границы включает правила: • содержания Государственной границы; • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Правилами содержания Государственной границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы. Документы совместных проверок прохождения Государственной границы, не содержащие ее изменений, утверждаются Правительством РФ. ересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ.

Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами РФ, законодательством РФ, решениями Правительства РФ.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая

Федеральный закон от 1 апреля 1993 г. N 4730-I г. Москва «О Государственной границе Российской Федерации»

(В ред.

от 08.12.2011 N 424-ФЗ) Раздел I. Общие положения Статья 1. Государственная граница Российской Федерации Государственная граница Российской Федерации (далее — Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами: обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности; взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане. Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.