Понятие пресечения преступной деятельности

Оглавление:

Пресечение преступлений


Понятие пресечения В толковом словаре слово «пресечь» раскрывается так: «прекратить сразу, остановить резким вмешательством»1. К какому этапу преступной деятельности относится пресечение?

В первой главе говорилось о том, что в преступной деятельности можно выделить четыре этапа: а) формирование антиобщественной личности; б) выработка мотива, возникновение умысла и принятие решения о совершении преступления; в) собственно преступная деятельность, складывающаяся из приготовления, покушения и выполнения состава оконченного преступления (в том числе — наступления преступного результата, если он предусмотрен законом); г) постпреступное поведение: задержание преступника, расследование и судебное рассмотрение дела, наказание либо же уклонение преступника от ответственности.

Очевидно, что пресечение преступления может относиться только к третьему этапу этой цепочки: оно представляет собой вмешательство потерпевшего или иных лиц либо органов в стадию приготовления, покушения на преступление или выполнения окончательного состава, при условии, что еще не наступил и может быть предотвращен преступный результат.

Пресечение преступления предполагает: а) наличие информации о том, что готовится или совершается преступление; б) прямой контакт с преступником для того, чтобы прервать его действия; в) по возможности — задержание преступника для последующего расследования. При этом необходимо сделать одну оговорку.

Если сложное и умело подготовленное преступление состоит из взаимосвязанных звеньев, пресечение преступления возможно и без прямого контакта с преступником (особенно с исполнителем), но предполагает разрыв всей цепи в каком-либо звене и тем самым достижение главной цели: прекращение преступной деятельности. Однако это в основном касается организованной, прежде всего экономической преступности. Пресечение же квартирных и карманных краж, хулиганства, рэкета, причинения вреда здоровью, убийства и др.

невозможно без прямых контактов между правонарушителем и гражданами или представителями закона. Так, в июне 2002 г. в Москве автомашине, где ехал вице-мэр города И.

Орджоникидзе с охранником, пересек путь другой автомобиль и вынудил остановиться. Выбежавшие из него люди открыли огонь по машине вице-мэра. Его охранник также стал стрелять в нападавших и убил одного из них, будучи и сам ранен.

Нападавшие положили убитого в свою машину и скрылись.

Тем самым преступление, по крайней мере частично, было пресечено: цель нападавших, если считать ею убийство вице-мэра, достигнута не была.

Трудно согласиться с теми, кто смешивает пресечение преступлений с их предупреждением (профилактикой). Например, в весьма содержательном курсе лекций А.И. Алексеева пресечение преступления рассматривается как один из видов профилактической деятельности.

По моему мнению, профилактика (в том числе предупреждение конкретного преступления) возможна только до момента начала преступления. Г.А. Аванесов также утверждал, что

«предупреждение преступлений на индивидуальном уровне включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение»

.

Понятие пресечения преступной деятельности

— — России. В силу того, что эти меры могут повлечь или влекут ограничение конституционных прав человека и гражданина, они являются одним из наиболее «острых» оперативно-розыскных средств, которое может и должно применяться в исключительных случаях и при соблюдении необходимых условий. В Федеральном Законе об ОРД предусмотрены следующие две меры оперативно-розыскного пресечения, которые применяются в ходе оперативно-розыскных мероприятий: 1) изъятие предметов, материалов и сообщений (ч.

1 ст. 15); 2) прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровья лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ч.

1 ст. Практически все организации и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, создавая рабочие места, благоустраивая подведомственные им территории, организуя досуговую деятельность несовершеннолетних и т.д.

В зависимости от сферы охвата мер предупреждения криминологами выделяется общее, специальное и индивидуальное предупреждение преступности[11]. Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Важно Аванесов отмечает, что термины «предупреждение», «профилактика», «предотвращение (преступности, преступлений)» применимы как взаимосвязывающие, но без детализации соответствующих понятий.

По его мнению, предупреждение преступлений на индивидуальном уровне включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение. Проанализировав многочисленные подходы к понятию оперативно-розыскного предупреждения преступлений, мы разделяем последнюю точку зрения. Понятие оперативно-розыскного предупреждения преступлений: сущность и основные элементы http://pravmisl.ru/index.php?id=1799&option=com_content&task=view Продолжая уяснение сущности рассматриваемого понятия, следует отметить, что определения оперативно-розыскной профилактики неоднократно давались различными учеными.

На наш взгляд, наиболее полное определение оперативно-розыскной профилактики преступлений сформулировал С.С.

  1. Деформированные ценностные ориентации, неполная социализация личности, низкий уровень правосознания.
  2. Наличие патологических психических нарушений, носящих криминогенный характер (некоторые психические аномалии, сексуальные девиации и т.д.).
  3. Формирование личности в социальном окружении, имеющем неблагополучный характер: в неполной семье, в условиях аморального и противоправного поведения родителей и близких родственников и т.д.
  4. Неблагоприятные условия жизни: плохие материальные и жилищные условия, негативный социально-бытовой климат и т.д.

Поскольку индивидуальное предупредительное воздействие осуществляется в отношении лиц, ещё не совершивших преступление, и сопряжено с определённым вторжением в сферу частной жизни, при его осуществлении правоохранительные и иные органы не должны выходить за рамки допустимого воздействия.

Советник

Содержание: Под предупреждением преступности понимается совокупность мер, принимаемых как государственными органами, так и общественными организациями, которые прямо или косвенно влияют на устранение причин преступности и условий, ей способствующих.

В предупреждении преступности выделяют три стадии (этапы): профилактику, предотвращение, пресечение.

Ведущим видом предупредительной деятельности является профилактика преступлений.

Профилактика преступлений представляет собой систему организационно-правовых и социально-экономических мер по изучению, выявлению, устранению либо предупреждению причин совершения преступлений и условий, им способствующих, а также выявлению и учету лиц с антиобщественным (противоправным) поведением и недопущению антиобщественных (противоправных) действий с их стороны.
Деятельность по профилактике преступлений основывается на принципах законности, гласности, системности, научного анализа и прогнозирования, программно-целевого подхода, приоритета методов убеждения перед принуждением, уважения национальных традиций, религиозных верований групп населения и отдельных граждан, сочетания индивидуальных и дифференцированных мер профилактики преступлений.

Принцип законности содержит требование правового регулирования деятельности по предупреждению преступности на уровне законов и иных нормативных актов.

Принцип демократизма содержит требование осуществления профилактики преступности под контролем органов представительной власти и общественности. Принцип гуманизма и справедливости требует, чтобы профилактическая деятельность не причиняла ущерба личности, обществу, государству, носила щадящий характер.

Субъекты профилактического воздействия не должны рассматриваться как бесправные. Принцип научности содержит требование применения научных методов и мер в процессе профилактики преступности. Для достижения целей предупреждения преступности должна проводиться социальная, криминологическая и индивидуальная профилактика.

Под предотвращением преступности понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Пресечение преступности – это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях. встречаются применительно к отдельным преступлениям.

Например, приготовительные действия к хищению государственного и общественного имущества проявляются, в частности: в оставлении преступниками открытых окон (Г!); в создании различных излишков товарно-материальных ценностей (9,Іо); в укрытии товарно-материальных ценностей (6,1%); в поиске соучастников (4,Й); в прибытии к месту совершения преступления (3,4/а) и т.д.

Для зффеІСіИвности пресекательного направления специально-криминологического предупреждения преступлений важно онать и изучать зависимость ме:кду отдельными свойствами субъектов преступлений и приготовлением и покушением.

Так, по данным некоторых ученых (К.К.Горяи-нов), количество

§ 1.

Понятие и эффективность пресечения преступлений

Развитие преступного поведения после обнаружения умысла до момента его полного осуществления относится к предварительной преступной деятельности, охватывающей приготовление к преступлению и покушение на преступление. Очевидно, что недопущение совершения преступлений на этих уголовно наказуемых стадиях требует такой разнообразной в различных ситуациях и по средствам деятельности, которая могла бы главным образом оперативно приостановить развитие преступного поведения.

Таким направлением специально-криминологического предупреждения преступлений является пресечение. Пресечение, полагает А.Г.Лекарь, есть выявление лиц, подготавливающих совершение преступления и принятие к ним мер в целях недопущения перерастания приготовительных: действий в покушение, а покушения — в оконченное преступление[см.:40,с.3-4/.Следовательно, пресечение преступлений мыслится автором как сугубо профессиональная оперативно-розыскная деятельность специализированных подразделений государственных органов, организаций и граждан.

Между тем своевременность, целенаправленность и качественность данной разновидности специально-криминологического предупреждения преступлений зависит также от уровня теоретической разработки ряда проблем стадий’ предварительной преступной деятельности, и здесь имеются свои определенные трудности.

Кроме того, криминологический аспект пресечения преступлений состоит в изучении различных ситуаций, когда, например, приготовление или неоконченное покушение приводят к значительной доле вероятности совершения преступления.

С теоретической и практической точек зрения важно как можно больше знать о стереотипах действий преступников при приготовлениях и покушениях к совершению различных преступлений.

Исчерпывающий перечень конкретных форм проявления приготовительной деятельности установить заранее едва ли возможно.

Однако криминологические исследования, проведенные некоторыми авторами позволяют указать на те из них, которне наиболее чясто 53 встречаются применительно к отдельным преступлениям.

Например, приготовительные действия к хищению государственного и общественного имущества проявляются, в частности: в оставлении преступниками открытых окон (Г!); в создании различных излишков товарно-материальных ценностей (9,Іо); в укрытии товарно-материальных ценностей (6,1%); в поиске соучастников (4,Й); в прибытии к месту совершения преступления (3,4/а) и т.д.

Для зффеІСіИвности пресекательного направления специально-криминологического предупреждения преступлений важно онать и изучать зависимость ме:кду отдельными свойствами субъектов преступлений и приготовлением и покушением.

Так, по данным некоторых ученых (К.К.Горяи-нов), количество пресечений преступлений наблюдается в два раза выше среди условно осужденных и условно освобожденных от отбывания наказания, чем среди друїих категорий преступников.

Показатель пресеченных преступлений по отношению к совершенным ранее судимыми почти в два раза ниже,чем у ранее не судимых,а по сравнению с условно осужденными и условно

О сущности понятия «противодействие преступности» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УДК 343.97 ББК 67.5 © 2021 г.

С. А. Тимко, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ» В статье анализируется сущность термина «противодействие преступности», исходя из его семантического значения, использования в российских нормативных правовых источниках, научной литературе.

Автор оценивает достоинства и недостатки имеющихся трактовок термина, предлагает свое определение противодействия преступности. Ключевые слова: противодействие преступности, профилактика, пресечение, предотвращение, антикриминогенное воздействие, борьба с преступностью. S. A. Timko — Associate Professor, Department of Criminology, Psychology and Pedagogy of the Omsk Academy of the Ministy of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.

ABOUTAN ENTITY OFTHE CONCEPT «CRIME COUNTERACTION» The article analyzes the essence of the term «crime counteraction», based on its semantic value, the use of scientific literature in the Russian legal framework. The author assesses the advantages and disadvantages of the existing wording of the term and proposes its definition of the fight against crime. Keywords: crime counteraction, prevention, suppression, prevention, anti-criminogenic impact, fight against crime.

Противодействие преступности — весьма распространенное сегодня понятие. По сути, оно заменило широко используемую в научной литературе до 2000-х годов дефиницию «борьба с преступностью».

Термин «противодействие» активно законодатель применяет при разработке стратегических и тактических вопросов воздействия на преступность. К числу таких нормативных правовых актов относятся: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 года), Государственная программа Российской Федерации

«Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»

(утв.

постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 345), федеральные законы от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыва- нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»*, от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»** и другие.

Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» основной задачей, стоящей перед органами внутренних дел, является противодействие преступности, в том числе защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Активное участие в реализации государственной политики в сфере противодействия преступности, согласно Указу Президента РФ от 28 июля 2011 года № 1027

«Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»

, является одним из приоритетных направлений его деятельности.

Пресечение преступлений понятие

Самодетерминация преступности происходит на всех общественных уровнях, начиная с государства и общества в целом (путём лоббирования организованной преступностью законов, облегчающих преступную деятельность, коррумпирования высших должностных лиц государства, пропаганды ценностей, связанных с преступным образом жизни — «блатной романтики») и кончая межличностными связями.

Соответственно, меры, направленные на противодействие самодетерминации преступности должны носить комплексный характер: от создания в обществе положительного морального и правового климата, атмосферы нетерпимости к преступности и её проявлениям и до предоставления возможности конкретным лицам, ранее совершавшим преступления, реализовать свой личностный потенциал законными средствами. В числе главных принципов как общего, так и специального предупреждения преступности всеми криминологами называется законность.

Важно В текущем столетии установлены более или менее объективные границы, дабы вооруженная гражданская полиция, а равно и призываемые с административной целью войска не могли ни злоупотреблять, ни опрометчиво пользоваться широкими правами по предупреждению и пресечению преступлений. В Англии употребление оружия до сих пор не урегулировано специальными узаконениями, но находит твердую границу, с одной стороны, в независимости суда, с другой — в строе самой полиции, ответственной перед судом, и в привычке населения к уважению закона.

Суд каждый раз решает по своему усмотрению, было ли употребление оружия законным или нет.

Жалующийся суду должен доказать, что употребление полицией оружия не имело достаточной и разумной причины. По французскому закону 7 июня 1848 г.

Волеводз, что борьба с преступностью есть совокупность особой государственно-правовой деятельности, осуществляемой специализированными (правоохранительными) органами, а также деятельности органов законодательной и судебной власти государства, неспециализированных органов исполнительной власти, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению правовой защиты интересов человека и гражданина, общества и государства, направленная на выявление, раскрытие, пресечение и расследование преступлений, изобличение, уголовное преследование и наказание виновных в их совершении, а равно принятие мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению, и предупреждение преступлений.

А. И. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности., Саратов: 2006. — С.99 Под изъятием понимается устранение определенных материальных объектов из обращения или владения ими конкретным фигурантом.

Под предметами понимаются любые материальные объекты, имеющие значение для решения конкретных задач ОРД. Под материалами понимаются документы, которые представляют оперативный интерес в связи с необходимостью оптимального решения конкретной задачи и достижения цели ОРД. Законодателем не дан конкретный перечень предметов и материалов, которые могут изыматься.

Итак, изъятие у фигуранта предметов и материалов осуществляется в целях: а) исключения реальной возможности их использования при совершении преступления; б) возможного использования в уголовном процессе этих изъятых предметов и материалов; в) обеспечения их сохранности; г) создания условий осуществления отдельных ОРМ.

39.Понятия и виды мер пресечения, характеристика их совершения.

заключение под стражу. При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных УПК, должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд — определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения. Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.
Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора.Срок заключения под стражу при производстве предварительного расследования, как правило, не должен превышать двух месяцев (ч.

1 ст. 109). В случае невозможности закончить предварительное следствие до истечения 2-х месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен до 6 месяцев судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с соблюдением процедуры, установленной ч. 3 ст. 108 УПК для вынесения постановления судьи по итогам рассмотрения ходатайства дознавателя, следователя, прокурора и приложенных к нему материалов.

Дальнейшее продление срока (до 12 месяцев) возможно только в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и только в случае особой сложности уголовного дела. Решение об этом может принять судья того же уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему прокурора.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен до 18 месяцев лишь в исключительном случае в отношении лица, обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления, судьей суда субъекта РФ или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ либо его заместителя.

Понятие пресечения преступной деятельности

> > Оперативно-розыскные меры пресечения ] http://www.ido.rudn.ru/lectures/208/P16.htm Принципиальные начала применения оперативно-розыскных мер пресечения заключается в том, что эти меры применяются: только в уголовно-розыскном процессе; только в отношении изучаемых лиц (в оперативно-проверочной административной работе они не применяются); если они соразмерны тяжести преступления, в подготовке или совершении которого подозревается изучаемое лицо, либо адекватны соответствующей угрозе безопасности России; соблюден оперативно-розыскной порядок (процедура) их применения; существует законное основание их применения.

Сроки содержания обвиняемых под стражей при расследовании уголовных дел при продлении их до 12 или тем более до 18 месяцев являются предельными.
Эти меры вправе применять несколько групп участников оперативно-розыскной деятельности, причем в данном случае необходимо различать отдельные этапы применения.

Надо заметить, что портрет великого русского писателя — сторонника «непротивления злу насилием» провисел в этой квартире чуть ли не полвека и не было ни одного случая, чтобы он сорвался с крепкого гвоздя. Можно привести и другие необычные или более простые примеры пресечения преступлений и задержания преступников частными лицами, но все же надо признать, что в нашей российской действительности эта деятельность остается трудной, опасной и поэтому не очень распространенной.

Гораздо более эффективной она становится тогда, когда граждане объединяются в те или иные структуры, содействующие органам власти в борьбе с преступностью.

В советское время таких структур было достаточно много, и далеко не все из них следовало разрушать.

— выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; — выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказание на них индивидуального воспитательного воздействия в целях недопущения формирования замысла совершения конкретного преступления; — предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; — пресечение покушений на совершение преступлений. Отметим, что, согласно сложившейся в теории оперативно-розыскной деятельности традиционной точки зрения, профилактика тех или иных преступных деяний включает в себя общую и индивидуальную составляющие, а при предотвращении преступления речь идет о своевременном обнаружении фактов замышления преступлений, приготовления к их совершению, при пресечении — о реагировании на начавшееся преступное поведение.

Однако законодатель не указал, что все оперативно-розыскные меры пресечения обязательно перечисляются в Федеральном Законе об ОРД, поэтому допустимо применять те меры, которые упоминаются в некоторых иных законодательных актах или выработаны оперативно-розыскной практикой. При наличии к тому оснований оперативно-розыскные меры пресечения с учетом предписаний, изложенных в ч.

1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД, могут применяться к каждому лицу, независимо от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Понятие и структура системы противодействия преступности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

112 № 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА УДК 343.9.01 А.В.

Майоров А. V. Mayorov ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с пониманием определения «противодействие преступности».

Анализируются различные точки зрения ученых о понятиях «предупреждение преступности», «профилактика преступности» и «борьба с преступностью». Предлагается комплексный подход к рассмотрению понятия «противодействие преступности», а также отмечается, что в целом меры воздействия на преступность образуют систему противодействия преступности. Предлагается авторское понимание системы противодействия преступности в России.

Ключевые слова: противодействие преступности, предупреждение, профилактика, борьба с преступностью, система противодействия преступности, уголовная политика.

CONCEPT AND STRUCTURE OF CRIME PREVENTION SYSTEM The article deals with the problematic issues related to understanding the definition o f «crime prevention». Various points of view on the concepts of «crime prevention», «crime preventive treatment» and «crime fighting» are analyzed.

A comprehensive approach to considering the concept of «crime prevention» is offered. It is noted that measures of crime impact in general form the system of crime prevention.

The author’s understanding of «crime prevention» in Russia is suggested in the article as well. Keywords: crime prevention, prevention, preventive treatment, crime fighting, system of crime prevention.

criminal policy. Рассматривая деятельность государства, cc правовых институтов и органов правопорядка, направленную на борьбу с преступными проявлениями в обществе, можно сказать, что одним из приоритетных направлений уголовной политики государства является противодействие преступности. В последнее время термин «противодействие» применительно к такому социальному явлению, как преступность активно используется нс только авторами учебных и научных работ, но и в законотворческой деятельности.

Так, к примеру, определяя назначение полиции, законодатель в ст.

1 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г.

№ З-ФЗ «О полиции» указал, что одним из основных предназначений полиции, является именно «противодействие преступности» |9|.

Следует отмстить, что ряд нормативных правовых актов в нашей стране указывают именно на противодействие тому или иному проявлению престу пной деятельности. Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» закрепляет основные принципы противодействия экстремистской деятельности (ст.

2), выделяя в качестве приоритетных мер, направленных на преду преждение экстремистской деятельности и обеспечения безопасности Российской Федерации. При этом основные направления противодействия, применительно к деятельности направленной на экстремизм (ст.

3) заключаются в принятии профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и у словий,

Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ УДК 343.9.01 Ю.А.

Воронин ББК 67.511 доктор юридических наук, профессор, Уральский финансово-юридический институт А.В.

Майоров кандидат юридических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ В статье рассмотрены проблемные вопросы криминологической науки, связанные с разработкой научного понятийно-категориального аппарата. На обсуждение вынесены сложившиеся в науке традиционные подходы к понятиям «предупреждение преступности», «профилактика преступности», «противодействие преступности» и «борьба с преступностью». Предложен авторский подход к данному вопросу.

Противодействие преступности раскрыто как комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, заключающийся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по воспрепятствованию возникновения причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также их выявлению, предотвращению и пресечению путем профилактики и предупреждения преступлений. Целями противодействия преступности признаны повышение уровня защищенности личности, общества и государства в целом, снижение уровня преступности и удержание ее на определенном уровне (контроль), минимизация и (или) ликвидация последствий преступной деятельности. Отражены способы достижения целей противодействия преступности: профилактическая, предупредительная деятельность, направленная на выявление и последующее устранение причин противоправной активности; борьба с преступностью, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

Ключевые слова: криминология; теоретические основы криминологии; противодействие преступности; предупреждение преступности; профилактика преступности; борьба с преступностью; криминологическая безопасность; система противодействия преступности.

Ju.A. Voronin Doctor of Law, Professor, Ural Finance and Law Institute A.V.

Majorov Candidate of Legal Sciences, Professor, South Ural State University THEORETICAL BASIS OF CRIME COUTERACTION SYSTEM ESTABLISHMENT IN RUSSIA The article covers issues of criminology associated with scientific framework of categories and concepts development. Traditional definitions of «crime prevention», «crime control», «crime counteraction» and «crime fighting» are discussed.

The authors set a new approach to this issue. Crime counteraction is considered as an action plan to provide security of interests of citizens, society and the state and involves development and implementation of purposive measures aimed against appearing of crime reasons and favor conditions, and also aimed at crime detect and control by its prevention. Crime counteraction’s purpose is considered as a higher level of person, society and country’s security as a whole, and a steady lower level of criminality (control), mitigation of criminal activity.

The article

Оперативно-розыскное противодействие преступности: понятие, сущность Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 1(52) 2010 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ А.В.

Никитин, доцент кафедры ОРД и СТ в ОВД ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат юридических наук Статья посвящена вопросам оперативно-розыскного противодействия преступности.

Представлены элементы и направления противодействия преступности. Раскрыты виды противодействия.

Article is devoted questions operative-investigatory counteraction of criminality. Elements and directions of counteraction of criminality are presented.

Counteraction kinds are opened*. Понятие «оперативно-розыскное противодействие» шире, нежели понятие «профилактика», «предупреждение», «предотвращение», поскольку они в качестве составных элементов входят в понятие противодействие, которое включает также меры по раскрытию и расследованию преступлений с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Противодействие преступности складывается из ряда конструктивных элементов или направлений, которые могут быть представлены в следующем виде: 1.

Профилактика преступности в целом, как негативного социального явления, видов преступности и отдельных преступлений. Это допреступное упреждающее противодействие, осуществляемое на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях. w Nikitin A.V. operative-investigatory counteraction of criminality: concept, essence.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ 46 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 1(52) 2010 iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 2. Неотложная профилактика, направленная на пресечение преступлений на стадиях формирования умысла, приготовления к преступлению, покушения на совершение преступления.

Это форма воспрепятствования преступникам имеет характеристики как допреступного упреждающего предупреждения, так и постпреступного предупреждения, так как уже имеется состав неоконченного преступления.

На данном этапе реализуются меры специально- криминологического характера. 3. Постпреступное противодействие, то есть воспрепятствование дальнейшей преступной деятельности лиц, уже совершивших (совершающих) преступления мерами уголовно-правового принуждения (сфера раскрытия, расследования преступлений, привлечение виновных к уголовной ответственности и административного надзора).

Данный компонент противодействия практически реализуется на уровне конкретных корыстных и корыстно-насильственных преступлений и конкретных виновных субъектов, совершающих или уже совершивших эти преступления.