Оглавление:
- Процессуальные действия при проведении налоговых проверок
- Выездная проверка: отслеживаем процессуальные нарушения
- Процедура проведения выездных налоговых проверок
- налоговые проверки. процессуальные действия при проведении выездной налоговой п
- 4. Налоговые проверки. Процессуальные действия при проведении выездной налоговой проверки
- 1.4. Процессуальные действия в период выездной налоговой проверки
- при проведении выездной налоговой проверки
- Процессуальные нарушения должностных лиц при проведении налоговых проверок
Процессуальные действия при проведении налоговых проверок
В зависимости от места проведения налоговой проверки различают камеральные (проводится в помещении налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые проверки. Особо следует сказать о существовании встречных и контрольных налоговых проверок.
При первой контрольные мероприятия проводятся сразу в отношении двух и более организаций, имеющих договорные отношения (контрагентов). Вторые осуществляются в целях контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов вышестоящими должностными лицами.
Так, повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи.
- 2) запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.
- 1) налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;
Камеральная налоговая проверка.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Для проведения камеральной налоговой проверки какого-либо специального разрешения (постановления) не требуется. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.
Срок камеральной налоговой проверки ограничивается тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездная налоговая проверка. Основным документом, санкционирующим проведение выездной налоговой проверки, является решение руководителя (его заместителя) налогового органа о ее проведении.
Выездная проверка: отслеживаем процессуальные нарушения
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 3 июля 2015 г.А.Ю. Никитин, аттестованный налоговый консультант
Упомянутые в статье судебные решения можно найти: Невозможно вести налоговый учет так, чтобы проверяющим не к чему было придраться.
И если инспекторы пришли к вам с выездной налоговой проверкой (ВНП), то не сомневайтесь: без доначислений они не уйдут. Здесь вы не так оформили документы, по такому-то вопросу у Минфина другая позиция. Потом можно оспаривать каждый эпизод и доказывать, что вы правильно посчитали налог, документы оформлены верно и т.
д. Но, помимо этого, важно следить за действиями налоговиков в ходе самой проверки.
Ведь при выездной проверке проверяющие обязаны соблюдать большое количество процедурных ограничений, и нарушение некоторых из них может повлечь даже отмену решения по ВНП. Особенно значимые нарушения, которые могут послужить бесспорным основанием для обжалования решения по проверке, отметим знаком

.
Саму выездную проверку можно разделить на два этапа. ЭТАП 1. Проводится проверка, и ее результаты оформляются актом. 1; 2; 3, ; 4 ЭТАП 2. Материалы ВНП рассматриваются руководителем, и по ним выносится решение.
1; 2; 3 Возражения вы можете и не представлять, на срок рассмотрения материалов проверки это не повлияет. Руководство ИФНС может продлить срок рассмотрения, но не более чем на 1 месяц.
Перечень оснований для продления срока законом не установлен, это оставлено на усмотрение налоговиков. Рекомендуемая ФНС форма решения предусматривает как основание для продления проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
Но если вы все-таки представили возражения, а вместе с ними большое количество документов, то налоговики могут продлить срок рассмотрения и в этом случае. Или если уведомление о месте и времени рассмотрения материалов проверки, направленное по почте, вернулось к налоговикам с отметкой
4. Налоговые проверки. Процессуальные действия при проведении выездной налоговой проверки
4.
Налоговые проверки. Процессуальные действия при проведении выездной налоговой проверки Одной из наиболее распространенных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок. В зависимости от места проведения налоговой проверки различают камеральные (проводится в помещении налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые проверки. Особо следует сказать о существовании встречных и контрольных налоговых проверок.
При первой контрольные мероприятия проводятся сразу в отношении двух и более организаций, имеющих договорные отношения (контрагентов).
Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.
Камеральная налоговая проверка. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Для проведения камеральной налоговой проверки какого-либо специального разрешения (постановления) не требуется.
Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.
Срок камеральной налоговой проверки ограничивается тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Выездная налоговая проверка.
Процедура проведения выездных налоговых проверок
^ Каким образом можно провести выемку документов, находящихся в жилом помещении (при отсутствии офиса, производственных помещений) проверяемого физического лица?
Возможность проведения проверки физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлена .
Однако ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, представители налоговых органов не могут:
- находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, как представляется, будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции Российской Федерации и );
- провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях ();
- произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок ( и ).
Однако в рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы могут:
- запросить у него необходимые для проверки документы;
- провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;
- произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
- вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (), привлечь специалистов и экспертов ( и );
- истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию ().
В случае если налогоплательщик — физическое лицо препятствует проведению проверки, предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
налоговые проверки. процессуальные действия при проведении выездной налоговой п
Категория: Одной из наиболее распространенных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок.
В зависимости от места проведения налоговой проверки различают камеральные (проводится в помещении налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые проверки. Особо следует сказать о существовании встречных и контрольных налоговых проверок.
При первой контрольные мероприятия проводятся сразу в отношении двух и более организаций, имеющих договорные отношения (контрагентов).
Основные правила проведения налоговой проверки: 1) налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки; 2) запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки. Камеральная налоговая проверка.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Для проведения камеральной налоговой проверки какого-либо специального разрешения (постановления) не требуется. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.
Срок камеральной налоговой проверки ограничивается тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
4. Налоговые проверки.
Процессуальные действия при проведении выездной налоговой проверки
Одной из наиболее распространенных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок. В зависимости от места проведения налоговой проверки различают камеральные (проводится в помещении налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые проверки. Особо следует сказать о существовании встречных и контрольных налоговых проверок.
При первой контрольные мероприятия проводятся сразу в отношении двух и более организаций, имеющих договорные отношения (контрагентов). Вторые осуществляются в целях контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов вышестоящими должностными лицами.
Так, повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи. Основные правила проведения налоговой проверки: 1) налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки; 2) запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.
Камеральная налоговая проверка.
Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.
Срок камеральной налоговой проверки ограничивается тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездная налоговая проверка.
4. Налоговые проверки. Процессуальные действия при проведении выездной налоговой проверки
Одной из наиболее распространенных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок.
В зависимости от места проведения налоговой проверки различают камеральные (проводится в помещении налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые проверки.
Особо следует сказать о существовании встречных и контрольных налоговых проверок. При первой контрольные мероприятия проводятся сразу в отношении двух и более организаций, имеющих договорные отношения (контрагентов). Вторые осуществляются в целях контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов вышестоящими должностными лицами.
Так, повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи. Основные правила проведения налоговой проверки: 1) налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки; 2) запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки. Камеральная налоговая проверка.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Для проведения камеральной налоговой проверки какого-либо специального разрешения (постановления) не требуется. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.
Срок камеральной налоговой проверки ограничивается тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Процессуальные действия в период выездной налоговой проверки (Авдеев В.В.)
В рамках выездной проверки налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации имеют право совершать разнообразные контрольные (процессуальные) действия. Бесспорно, налоговые проверки являются наиболее распространенной формой налогового контроля осуществления предпринимательской деятельности.
В данной статье мы рассмотрим вопросы осуществления основных процессуальных действий, с которыми могут столкнуться налогоплательщики в ходе выездных налоговых проверок, с учетом разъяснений контролирующих органов и сложившейся арбитражной практики.Несмотря на яркую палитру правоприменительной налоговой практики, специалисты так и не выработали единых подходов к такой определяющей категории налогового права, как «налоговый процесс». Попробуем разобраться с этим, взяв за основу соотношение понятий «производство» и «процесс» как общего и особенного (частного).Представляется, что под налоговым процессом следует понимать правоотношения, урегулированные процессуальными нормами налогового права при осуществлении налоговым органом производства по налоговому контролю, включающему в себя налоговые проверки, отдельные контрольно-учетные действия, а также производство по делам о налоговых правонарушениях.Исходя из указанного определения налогового процесса, можно выделить следующие основные признаки, его характеризующие:- наличие специального субъектного состава в лице государственного органа.
Согласно ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) таковым является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные органы. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов;- налоговые процессуальные отношения возникают на стадии налогового контроля и иных контрольно-учетных действий процессуального характера, осуществляемых налоговым органом.
Причиной для возбуждения в отношении налогоплательщика соответствующего производства являются как факты правонарушений, так и другие юридические основания. Например, нормы налогового закона возлагают на налоговый орган обязанность проводить контрольно-налоговые мероприятия вне связи с фактами, предполагающими наличие состава налогового правонарушения (ст. ст. 31 и 87, 88, 89 НК РФ);- при производстве налогового контроля должностное лицо должно составить акт о проведенной проверке (смотрите ст.
100 НК РФ), даже если в нем не будет содержаться выявленных нарушений, что во многом является следствием специфики налогового контроля как процессуального действия в целом (распространяется только на выездные налоговые проверки).
Более того, каждое отдельное процессуальное действие также оформляется соответствующим образом;- статьи 92 — 95 НК РФ содержат определенный основной набор средств и методов проверки, которые позволяют определить пределы и рамки осуществления действий по производству налогового контроля.В соответствии с п.
1.4. Процессуальные действия в период выездной налоговой проверки
Налоговые проверки.
Как с достоинством выдержать визит инспекторовСеменихин Виталий Викторович 1.4. Процессуальные действия в период выездной налоговой проверки В рамках выездной проверки налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) имеют право совершать разнообразные контрольные (процессуальные) действия.
Бесспорно, налоговые проверки являются наиболее распространенной формой налогового контроля осуществления предпринимательской деятельности. Мы рассмотрим вопросы осуществления основных процессуальных действий, с которыми могут столкнуться налогоплательщики в ходе выездных налоговых проверок, с учетом разъяснений контролирующих органов и сложившейся арбитражной практики.Несмотря на яркую палитру правоприменительной налоговой практики, специалисты так и не выработали единых подходов к такой определяющей категории налогового права, как «налоговый процесс». Попробуем разобраться с этим, взяв за основу соотношение понятий «производство» и «процесс» как общего и особенного (частного).Представляется, что под налоговым процессом следует понимать правоотношения, урегулированные процессуальными нормами налогового права при осуществлении налоговым органом производства по налоговому контролю, включающему в себя налоговые проверки, отдельные контрольно-учетные действия, а также производство по делам о налоговых правонарушениях.Исходя из указанного определения налогового процесса, можно выделить следующие основные признаки, его характеризующие:— наличие специального субъектного состава в лице государственного органа.
Согласно ст. 30 НК РФ таковым является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов;— налоговые процессуальные отношения возникают на стадии налогового контроля и иных контрольно-учетных действий процессуального характера, осуществляемых налоговым органом.
Причиной для возбуждения в отношении налогоплательщика соответствующего производства, являются как факты правонарушений, так и другие юридические основания. Например, нормы налогового закона возлагают на налоговый орган обязанность проводить контрольно-налоговые мероприятия вне связи с фактами, предполагающими наличие состава налогового правонарушения (ст. ст. 31, 87, 88, 89 НК РФ); — при производстве налогового контроля должностное лицо должно составить акт о проведенной проверке (смотрите ст.
100 НК РФ), даже если в нем не будет содержаться выявленных нарушений, что во многом является следствием специфики налогового контроля как процессуального действия в целом (распространяется только на выездные налоговые проверки). Более того, каждое отдельное процессуальное действие также оформляется соответствующим образом;— со ст. 92 по ст. 95 НК РФ содержится определенный основной набор
при проведении выездной налоговой проверки
Стр 18 из 21 Процессуальные действия при проведении выездной проверки Основание для проведения процессуального действия Оформление результатов процессуального действия Примечания 1.
Истребование документов. Письменное требование о представлении документов, подписанное производящим проверку должностным лицом налогового органа.
Порядок подтверждения представления или непредставления документов не регламентирован.
Учитывая, что факт непредставления затребованных документов или дата их представления имеют юридическое значение, необходимо оформлять представление документов соответствующим актом или протоколом. 2. Выемка документов. Мотивированное постановление осуществляющего выездную налоговую проверку должностного лица налогового органа, утверждённое руководителем налогового органа или его заместителем (п.
1 ст. 94 НК РФ). Протокол (акт) о выемке документов с описью всех изъятых документов. Выемка производится в обязательном присутствии понятых и проверяемого лица. 3. Осмотр помещений и территорий налогоплательщика.
Обязательность какого-либо письменного решения производящего выездную налоговую проверку должностного лица налогового органа для проведения осмотра не установлена. Доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика с целью проведения осмотра осуществляется на основании решения о проведении выездной налоговой проверки и служебных удостоверений лиц, производящих такую проверку. Протокол о производства осмотра.
Осмотр как процессуальное действие производится в обязательном присутствии понятых.
4. Проведение инвентаризации имущества. Распоряжение руководителя налогового органа или его заместителя с указанием состава инвентаризационной комиссии, порядка и сроков проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (п. 1.2 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, далее Положение).
Ведомость результатов инвентаризации, подписанная председателем инвентаризационной комиссии. Перечень подлежащего инвентаризации имущества утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.
Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально-ответственных лиц и работников бухгалтерской службы налогоплательщика. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте выездной налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки (п.
2.1, 2.2, 5.1 Положения). 5. Проведение экспертизы Письменное постановление производящего выездную налоговую проверку должностного лица налогового органа (п. 3 ст. 95 НК РФ). Письменное заключение эксперта с изложением проведённых им исследований, сделанных в результате этих исследований выводов и обоснованных ответов на поставленные вопросы (п. 8 ст. 95 НК РФ). Заключение эксперта независимо от его содержания прилагается к акту выездной налоговой проверки.
[1] Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций.
Процессуальные нарушения должностных лиц при проведении налоговых проверок
Вновь возвращаемся к актуальной на сегодняшней теме, посвященной налоговым проверкам. Ранее мы уже рассматривали такие вопросы, как: «», «».
Однако, это всего лишь небольшое вступление, которое во взаимосвязи поможет Вам разобраться в теме налоговых проверок. В данной статье мы рассмотрим, какие процессуальные нарушения должностных лиц налоговых органов при проведении налоговых проверок допускают налоговые органы. Сегодня действующее налоговое законодательство РФ устанавливает довольно жесткие требования к порядку осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.
Так, в соответствии со статьей 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов посредством проведения в отношении налогоплательщиков налоговых проверок, а также путем получения с них объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий налогоплательщиков, используемых ими для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. На практике очень часто налоговые органы допускают нарушения, как при проведении проверок, так и при оформлении ее результатов (оформлении актов, вынесении решений по результатам рассмотрения материалов проверки), так и при совершении других мероприятий налогового контроля. В результате допущения налоговиками таких нарушений утрачивается возможность считать обоснованным решение о наличии в действиях проверяемого налогоплательщика нарушений налогового законодательства, а равно появляется основание для обжалования таких решений налогоплательщиком в вышестоящем органе или суде, что может повлечь отмену необоснованного решения о привлечении к налоговой ответственности.
Теперь рассмотрим наиболее распространенные процессуальные нарушения, допускаемые налоговыми инспекциями при проведении налоговых проверок, более подробно. Все процессуальные ошибки, допускаемые налоговыми инспекциями при проведении налоговых проверок, условно можно разделить на две большие группы:
- Существенные нарушения (грубые нарушения), влекущие отмену решения, принятого налоговой инспекцией по результатам проведения налоговой проверки.
- Нарушения, не влекущие 100% отмены решения, принятого по результатам проведения налоговой проверки, но позволяющие признавать решения, вынесенные с такими нарушениями незаконными.
Остановимся на нарушениях, не влекущих безусловной отмены решения, однако, при наличии которых велика вероятность все же признать такое решение незаконным и отменить его.