Оглавление:
- Лекции по истории отечественного государства и права — файл 1.doc
- Образование русского централизованного государства и развитие права
- Право Русского централизованного государства: право собственности, обязательное право
- Развитие права в период образования русского централизованного государства
- Русское централизованное государство
- Тема 4. образование русского централизованного государства и развитие права
- III. Право Московского централизованного государства
Лекции по истории отечественного государства и права — файл 1.doc
(1599 kb.) 1599kb.13.12.2011 00:56 Загрузка.
- Смотрите также:
3 Реклама MarketGid: Загрузка.
^ 4.1. Причины государственной централизации Создание Русского централизованного государства — важнейший этап исторического развития нашей страны.
С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого — ликвидация татаро-монгольского ига. Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы.
Возросла роль России, как в европейской, так и в мировой истории.
С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению.
Причины образования единого Русского государства: 1) значение экономических процессов, развитие хозяйственных связей между княжествами и городами, распространению чего препятствовала феодальная раздробленность; 2) кровная заинтересованность в единстве народных масс, страдавших от иноземных нашествий и междукняжеских усобиц; 3) появление центра объединения в лице Москвы, умная искусная политика московских князей, вставших во главе борьбы за освобождение. Образование централизованного Русского государства было подготовлено также развитием городов, население которых выступало против феодальных войн. Однако ведущая роль в процессе централизации принадлежала дворянству (мелким феодалам).
Феодальное государство усиливало позиции дворянства, раздавая ему населенные земли и помогая удержать на них крестьянство. ^ При рассмотрении общественного строя следует иметь в виду следующее: 1. Изменяется состав класса феодалов.
Появляется группа служилых князей (княжата), составлявших феодальную верхушку.
Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность, но сохранили право собственности на землю. 2. В этот период меняется смысл самого термина “боярин”.
Он означает не только принадлежность к определенной социальной группе, а придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре). Вторым придворным чином стал чин окольничего. 3. Формируется новая социальная группа – дворянство.
Это мелкие феодалы, наделявшиеся великим князем землей под условием несения службы, прежде всего военной.
Дворяне нуждались в сильной власти для защиты своих интересов. Поэтому они становятся опорой великокняжеской власти.
4. Существенные изменения происходят и в правовом положении крестьянства.
Крестьяне делились на две категории: чернотяглые крестьяне, не находившиеся в зависимости от какого–либо конкретного владельца – феодала; владельческие, которые жили на землях, принадлежащих тому или иному вотчиннику или помещику. Последние состояли из старожилов, серебренников, новоприходцев, половников, бобылей. До 1497 г. владельческие крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому в любое время.
Судебник 1497 года ограничил
Образование русского централизованного государства и развитие права
) суды, состоявшие из представителей центра и мест. Если Русская Правда была сводом обычных норм и судебных прецедентов и своеобразным пособием для поиска нравственной и юридической истины (правды), то Судебник стал прежде всего инструкцией для организации судебного процесса (суда). Источниками Судебника 1497 г.
явились как Русская Правда, так и Псковская судная грамота и текущее законодательство московских князей.
Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал.
Больше половины статей было написано заново, а старые нормы часто в корне переработаны. Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права.
Хотя он знаменует собой новый шаг в развитии права, однако в нем некоторые вопросы регламентировались менее полно, чем в Русской Правде. Это относится к гражданскому, особенно к обязательственному праву. Отсюда можно предположить, что Судебник не целиком заменил предшествующее законодательство.
Некоторые нормы Русской Правды действовали, очевидно, наряду с Судебником.
Судебник 1550 г. в истории получил название Царского судебника. Он представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нём отразились все изменения в российском законодательстве в период с 1497 по 1550 г., а также расширяется круг регулируемых центральной властью вопросов, проводится определенно выраженная социальная направленность наказания, усиливаются черты розыскного процесса.
Регламентация охватывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений.
Закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширяется круг субъектов преступления — в него включаются холопы.
К этому виду примыкает группа должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка (посул), вынесение заведомо несправедливого решения, казнокрадство. Развитие денежной системы породило такой состав преступления, как фальшивомонетничество (чеканка, подделка, фальсификация денег).
Эти новые для законодателя составы связывались с ростом бюрократического аппарата. В группе преступлений против личности выделяются квалифицированные виды убийства (государский убийца, разбойный убийца), оскорбление действием и словом. В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе, в которой также выделялись квалифицированные виды: церковная, головная(похищение людей) татьба, неограниченные юридически друг от друга грабеж и разбой (открытое хищение имущества).
Система наказаний по судебникам усложняется, целью властей становится демонстрация их всесилия над обвиняемым, над его душой и телом. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилованием со стороны государя.
Образование Русского централизованного государства и развитие права (14 — середина 16 вв.)
Образование Русского централизованного государстваЦентрализованное государство — государство, в котором происходит политическое (объединиение земель с общим законодательством) и экономическое (складыване единого рынка) объединение вокруг сильной власти.Предпосылки образования Русского централизованного государства:
- Заинтересованность народа (ущерб от иноземных нашествий и княжеских усобиц) в единстве. Этапы процесса объединения разрозненных частей Руси:
-
- княжеский двор (во главе стоит дворский); «пути» (органы, обеспечивавшие осуществление потребностей князя и его ближайшего окружения).
Управление на местах осущеставлялось наместниками (в уездах и станах), волостелями (в волостях) и городчиками (в городах). Их содержание осуществлялось за счёт подвластного им населения.Русская Православная Церковь в 1448 году стала автокефальной (независимой от византийского патриарха).Изменения в общественном строе Русского централизованного государства
- Появление центра объединения (Москва) и искусная политика московских князей, возглавивших борьбу с монголо — татарским игом.
-
- 17 — 24 боярина; 3 — 5 окольничих; 3- 5 дворян; 2 — 3 дьяка.
Полномочия Боярской думы:
-
- Поиск центра объединения, возвышение Москвы (конец 13 в.
— 1389 г.) Феодальные войны между Василием Вторым и его вассалами (1389 — 1462 гг.) Правление Ивана Третьего и Василия Третьего, свержение монгольского ига и завершение объединения.
Государственный строй Московского княжестваПо форме правления Московское княжество являлось раннефеодальной монархией, по форме государственно — территориального устройства было унитарным.Великий князь — глава государства, который был наделён широким кругом полномочий. Во время правления Ивана Третьего была сформулирована теория «Москва — третий Рим», объявившая власть монарха производной от божественной власти.Снемы (княжеские съезды) по мере завершения процесса централизации государства отмирали.В 15 веке оформилась Боярская дума. В отличие от совета времен Киевской Руси она была постояннодействующим органом, а также имела относительно стабильный состав.Состав Боярской думы
-
- Развитие хозяйственных связей между городами и княжествами, которому препятствовала феодальная раздробленность.
-
- участие в принятии законов; судебные дела; обсуждение государственных вопросов.
Дворцово — вотчинная система включала 2 элемента:
-
- княжеский двор (во главе стоит дворский); «пути» (органы, обеспечивавшие осуществление потребностей князя и его ближайшего окружения). Управление на местах осущеставлялось наместниками (в уездах и станах), волостелями (в волостях) и городчиками (в городах). Их содержание осуществлялось за счёт подвластного им населения.Русская Православная Церковь в 1448 году стала автокефальной (независимой от византийского патриарха).Изменения в общественном строе Русского централизованного государства
-
Право Русского централизованного государства: право собственности, обязательное право
17 Гражданское право.
Право собственности. Развитие земельных отношений характеризовалось полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Из многочисленных грамот мы видим, как происходил процесс развития поземельной собственности. Наблюдается экспроприация общинных земель феодалами.
Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. В то же время все более четко оформлялось вотчинное и поместное землевладение.
Бояре и «вольные слуги» сумели освоить земельные держания, которые им давались за службу великому князю. Они не только сохранили эти земли за собой, но получили возможность их отчуждать: продавать, отдавать в залог, менять, дарить. Такие наследственные держания в Московии получили название вотчин.
Вотчина отличалась тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на нее. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству.
В то же время вотчина – феодальное землевладение, поэтому – условное. Например, князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала. Другими словами, владельцы вотчин были типичными вассалами, а вотчина была не чем иным, как феодом или леном в западноевропейском понятии.
Вотчины в соответствии с характером субъекта различались на дворцовые (царский домен), государственные, церковные и частновладельческие.
В соответствии со способами приобретения делились на родовые, выслуженные, купленные. Вотчины передавались по наследству, могли быть отчуждены: продавались, менялись, дарились, закладывались, давались в приданое.
Причём устанавливался различный правовой порядок приобретения или отчуждения для каждого вида вотчинного землевладения. Например, родовые вотчины приобретались или отчуждались с согласия всего рода. А с XYI в. Родовые права на имущество ограничивались правом наследования, дарения и завещания.
Вместе с вотчинами существовали еще более условные земельные держания, которые великий московский князь давал на время службы. Эти земли назывались поместьями.
В Западной Европе такие владения землей называли бенефициями.
Их владельцы не могли отчуждать эти наделы или передавать по наследству. После смерти помещика поместье возвращалось в царский домен. Земли, не входившие во владение феодалов и церкви, составляли княжеский домен.
Формы эксплуатации населения в домене были разными. Одни платили денежную ренту (дань и денежный оброк) и назывались черно-тягловыми, другие, кроме дани и денежного оброка (в меньшем размере), несли разного рода повинности и платили натуральную ренту.
Чернотяглые платили денежную ренту и подчинялись общегосударственным чиновникам.
Образование Русского централизованного государства и развитие права XIV первая половина XVI вв. (стр. 1 из 5)
План работы 1.
Предпосылки и особенности образования Русского централизованного государства 2. Общественный строй 3. Политический строй 4. Право Использованная литература 1.
Предпосылки и особенности образования Русского централизованного государства С начала XIV в.
дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание Русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.
Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли. Пашенная система заметно вытесняет подсечную, распространенную преимущественно в северных лесных местностях, и перелог, господствующий еще на юге.
Пашенная система требует постоянной обработки земли. Поскольку здесь крестьянин всегда имеет дело с одним участком, который отдыхает от посева лишь через год (двухпольная система) или два (трехполье), то возникает необходимость в удобрении полей. Все это требует более совершенных орудий производства.
Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не только и не столько развитием орудий производства, сколько систематическим расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимость развития ремесла.
В результате процесс отделения ремесла от сельского хозяйства идет все глубже.
Количество ремесленников, переставших заниматься земледелием, возрастает. Отделение ремесла от сельского хозяйства влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т.
е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается.
На базе такого обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли.
Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т.
е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники. Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства.
Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян.
Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы.
Развитие права в период образования русского централизованного государства
26(вторая половина XIV – первая половина XVI вв.).
В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV – XV вв. продолжала действовать Русская Правда.
Была создана новая редакция этого закона – так называемая Сокращенная Правда. Она приспособила древнерусское право к московским условиям.
Продолжало действовать также обычное право. Однако развитие феодальных отношений, образование централизованного государства требовали создания новых законодательных актов. Для рассматриваемого периода характерно более интенсивное (по сравнению со временем политической раздробленности) развитие права, увеличение роли великокняжеского законодательства.
Самые ранние памятники права Московского государства – грамоты различного содержания. Большой интерес представляют: 1.
духовные (завещания) и договорныеграмоты великих и удельных князей Они свидетельствуют о росте великокняжеской власти, об увеличении ее полномочий, о потере удельными князьями их былого политического влияния; 2.
всякое жалование частному лицу, монастырю или церкви недвижимого имущества оформлялось Жалованной грамотой великого князя. Получивший пожалование, получал право суда над лицами, живущими в пожалованном ему имении.
Памятником финансового права являлась Белозерская таможеннаяграмота 1487 г. Она предусматривала порядок взимания внутренних таможенных пошлин.
4. Самым крупным памятником этого периода был Судебник 1497 г. Он вошел в историю под названием Судебник Ивана III. То была эпоха установления московского единодержавия.
Наряду с объединением политическим происходит и объединение юридическое, то есть составляется общий сборник юридических норм для всего Московского государства. Сборник был составлен дьяком Владимиром Гусевым и санкционирован царем и Боярской Думой. Судебник 1497 г. 1) внес единообразие в судебную практику Русского государства.
2) Он внес новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а именно их произволом было недовольно дворянство – новая социальная группа в среде феодалов.
Таким образом, Судебник 1497 г. закрепил новые общественные порядки, т.
е. выдвижение на политическую арену нового слоя — дворянства. 3) Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян, введя так называемый Юрьев день.
Источниками Судебника 1497 г.
являлись Русская Правда, Псковская Судная грамота, текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал. Больше половины статей было написано заново (всего он насчитывал 68 статей), а старые нормы часто в корне переработаны.
14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства
Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:1) наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;2) замена вассальных отношений отношениями подданства;3) развитие общегосударственного законодательства;4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.Характерные черты государственного строя этого периода:1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);2) централизованное управление окраинами наместниками монарха;3) появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);4) образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т.
е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.Монарх в XV–XVI вв.
Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.Политическое закрепление власти московского князя связано:1) с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»); 2) с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.Боярская дума решала дела большинством голосов, а позже обсуждала спорные моменты до тех пор, пока весь ее состав не приходил к единому мнению, если же этого так и не было, то дело разрешалось государем.Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом.
В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т.
е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор.Полномочия Боярской думы:1) решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;2) контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);3) дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства)
Русское централизованное государство
Министерство образования Республики Беларусь Учереждение образования «Белорусский институт правоведения» Могилёвский филиал Кафедра «Теории государства и права» По дисциплине «История государства и права славянских народов» На тему «» Студента 1-го курса Разакова Р.Р.
Дневного отделения Группы МП-022 Специальность «международное право» Руководитель Карпенко Т.Д.
план 1. Введение——————————————- 2-8 стр.
2. Предпосылки образования Русского централизованного государства—————————————- 8-11 стр. 3. Общественный строй—————————— 12-15 стр. 4. Государственный строй————————— 15-18 стр.
5. Развитие права ———————————— 19-27 стр.
6. Заключение—————————————- 28-29 стр. 7. Используемая литература———————— 30 стр.
введение Образование централизованного государства — важный этап в развитии русской государственности, предопределивший многое в ее дальнейшем развитии, в укреплении духовного, культурного единства складывающейся русской народности. Процесс централизации осуществлялся на протяжении двух, насыщенных бурными, драматичными событиями, веков.
Выделим несколько факторов, которые оказали влияние на процесс образования централизованного русского государства.
а) Природно-климатический и экономический факторы. На всем пространстве территории, составившей историческое ядро Русского государства, были малоплодородные почвы. В период, который мы рассматриваем, подсечная система земледелия, дававшая высокие урожаи, но требовавшая постоянных громадных усилий целого коллектива людей, сменилась паровым трехпольем.
Это давало крестьянину огромную экономию труда, но привлекло за собой снижение урожайности. Кроме того, при паровом трехполье скудные почвы стремительно «выпахивались» и теряли плодородие. И для восстановления плодородия снова нужно было применять подсеку и перелог с помощью общинного труда.
Необычайно низкий уровень урожайности сохранялся на территории исторического центра России около 400 лет. Причины — худородность почв и короткий цикл сельскохозяйственных работ (125-130 раб.дней).
В течении четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него не хватало, как и на заготовку кормов для скота. Что же из этого следовало ? При обилии земли крестьянин не был в состоянии обрабатывать большие площади.
А при низкой урожайности это приводило к низкому проценту товарных излишков, или к их отсутствию. Товарное производство развивалось медленно. Объем совокупного прибавочного продукта был крайне низок.
А это имело громадное значение для формирования определенного типа государственности на территории исторического ядра России, вынуждая господствующий класс создавать жесткие рычаги государственного механизма, позволяющие изымать ту долю
Тема 4. образование русского централизованного государства и развитие права
(вторая половина XV – первая половина XVI вв.) План 1.
Предпосылки образования и формирование русского централизованного государства. 2. Общественный и политический строй русского централизованного государства.
3. Гражданское, семейное и наследственное право по Судебнику 1497 г. 4. Уголовное право по Судебнику 1497 г.
(понятие преступления, виды преступлений и система наказаний).
5. Судебный процесс по Судебнику 1497 г. При изучении первого вопроса следует уяснить, что с начала XIV в.
дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению.
Создание Русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны. Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию феодального государства — подавление сопротивления крестьянских масс.
Также не следует забывать, что еще одним фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага (татаро — монголов). В результате перечисленных причин к ХV в.
созрели условия и появляются признаки перерастания Русского государства в сословно-представительную монархию.
Рассматривая информацию по второму, вопросу студенту необходимо раскрыть этапы становления Московского централизованного государства. При этом не следует забывать, что проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко используя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами.
Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья. В результате процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Также в рамках второго вопроса студенту необходимо охарактеризовать общественный строй Русского централизованного государства: класс феодалов, крестьян, горожан.
Также не следует забывать, что с развитием феодализма требуются уже меры политического, правового принуждения крестьян, в результате феодалы все более усиливают эксплуатацию крестьян, но последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому, осуществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче.
Начало всеобщему закрепощению крестьян положил Судебник 1497 г. Он установил, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить помещику определенную сумму (пожилое).
Рассматривая информацию по третьему вопросу, основное внимание следует обратить на то, что развитие феодальных отношений требовало новых законодательных актов.
III. Право Московского централизованного государства
Стр 2 из 13 Основными источниками права в Московском княжестве, а затем в централизованном Московском государстве были: Русская Правда, великокняжеское законодательство, нормативные акты Боярской думы, распоряжения приказов.
В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV-XV вв. продолжала действовать Русская Правда.
Была создана новая редакция этого закона, так называемая Сокращенная редакция, приспособлявшая древнерусское право к московским условиям.
Однако развитие феодальных отношений, образование централизованного государства требовали создания существенно новых законодательных актов.
В целях централизации государства, все большего подчинения мест власти московского князя издавались уставные грамоты наместнического управления, которыми определяются отношения наместника или волостеля к жителям уезда или волости, управляемыми ими. В них безграничная государственная власть, представителем которой является наместник, приводится в определенные границы; именно, определяется не то, что должен делать наместник, а то, чего он не должен делать.
Однако, уставная грамота отнюдь не есть привилегия; в ней содержатся не исключения из общих норм, а местное применение их: это закон местный, а не частный. Но наиболее значительным памятником права Московского государства был Судебник 1497 г.Судебник был создан по распоряжению Ивана III. Проект был выполнен дьяком Владимиром Гусевым, а затем получил силу закона с сентября 1497 г., будучи утвержден великим князем и боярами.
Новый закон не имел никакого названия, но он обычно именуется Судебником по аналогии с Судебником Ивана IV и по существу своего содержания. Главное содержание Судебника – процессуальные постановления. Они заимствованы из уставных грамот.
Здесь нет ничего нового, но важно то, что разбросанные в разных княжеских грамотах процессуальные постановления были соединены в один кодекс.
Среди норм процессуального права есть постановления уголовные. Их немного. Некоторые, очевидно, являлись результатом законодательной деятельности Ивана III – «о лихоимстве», «об отказе в правосудии», «о лжесвидетельствах». Вторая, меньшая часть Судебника состоит из норм гражданского права – «о давности», «о наследстве», «о купле-продаже», «о займе», «о холопстве».
Эти постановления заимствованы из Псковской Судной грамоты.
Судебник 1497 г. преследовал две главные цели: распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства; ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов, областей. Для содержания Судебника характерны следующие особенности: нормы права излагались без четкой системы, открыто закреплялись привилегии господствующего сословия, устанавливалось неравное положение зависимых сословий. На формирование общерусского права большое влияние оказывало иностранное законодательство, особенно законодательная практика соседнего и родственного русским землям Великого Литовского княжества.
Наиболее ярким примером литовского законодательства является
ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ (XIV- НАЧАЛО XVI В.) — Материалы по истории государства и права России
Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы? Предпосылки объединения русских земель.
Возвышение Московского княжества Создание Русского централизованного государства — важнейший этап исторического развития нашей страны.
С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого • ликвидация татаро-монгольского ига. Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы.
Возросла роль России как в европейской, так и в мировой истории.
С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению.
В его основе лежали экономические причины, в частности усиление экономических связей между русскими землями. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли.
Пашенная система постепенно вытесняет подсечную.
Не меньшее значение имело постоянное расширение посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель.
Растущая потребность в сельскохозяйственных орудиях влекла за собой развитие ремесла.
Интенсивно идет процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Возникает потребность в обмене продуктами труда между ремесленником и крестьянином. На базе этого обмена создаются местные рынки.
Установлению внутренних экономических связей способствовало развитие внешней торговли.
Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, создания единого государства. В его образовании были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купечество и ремесленники. Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение социально-классовых противоречий.
Подъем сельского хозяйства побуждал феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Они стремились не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Такая политика, естественно, вызывала сопротивление крестьянских масс.
Феодалам нужны были гарантии того, что процесс закрепощения будет доведен до конца.
Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством. Фактором, ускорившим централизацию, явилась внешняя опасность, которая заставляла русские земли сплачиваться перед лицом общего врага.
Примечательно, что процесс государственной консолидации сделал возможным Куликовскую битву, с которой начинается освобождение Руси из-под татаро-монгольского ига.
Когда же при Иване III удалось собрать почти все русские земли, это иго было окончательно свергнуто.